Коломенцы, чей автомобиль сожгли летом на территории автоцентра «Аванта», несколько месяцев продолжали выплачивать кредит за уничтоженную огнем иномарку. Лишь осенью страховая компания перечислила компенсацию банку-кредитору. Семья осталась и без автомобиля, и без денег. Коломенцы подали иск с требованием компенсации у «Аванты», но суд вынес отказное решение.
От машины осталась груда железа
В ночь на 14 июня 2015 года на территории автоцентра «Аванта» двое неизвестных совершили поджог. Сгорели шесть автомобилей, припаркованные в ряд на стоянке. Пять из них принадлежали «Аванте». Шестой автомобиль был собственностью коломчанки Татьяны Г. Неделей ранее ее зять, Федор Левин, пригнал машину в «Аванту», где должны были проверить неисправно работающую после недавнего неудачного ремонта ходовую часть. 14 июня сотрудники полиции по телефону сообщили владельцам машины, что их автомобиль Kia Sportage уничтожен огнем.
«Мы покупали машину в 2013 году, - рассказала Вероника Левина. - Часть суммы оплатили своими средствами, а остальную взяли в кредит. У нас большая семья, двое детей. Большой автомобиль необходим. Летом 2015 года мы как раз собирались поехать на нем в отпуск».
После пожара от машины осталась лишь обгоревшая груда железа. Полицейские возбудили по факту поджога уголовное дело, но до сих пор так и не вышли на след преступников.
Встретиться с директором автоцентра не удалось
Спустя несколько дней после пожара Левины написали на имя руководства «Аванты» письменную претензию, в которой просили предоставить им точно такой же автомобиль взамен сгоревшего или возместить его стоимость на момент покупки. В 2013 году, когда семья приобретала машину, она стоила около 1 млн 100 тысяч рублей.
«Мы несколько раз пытались встретиться с руководителем компании, но дальше юриста нас не пускали, - говорит Вероника Левина, дочь владелицы авто. - Сотрудники уверяли нас, что Александр Макеев (директор ГК «Аванта» - прим. ред.) бывает в Коломне крайне редко и встретиться с ним нет никакой возможности».
В августе представители «Аванты» предложили Левиным подменный «седан» на время всех разбирательств, но этот вариант их не устроил: семье нужен был внедорожник с большим просветом, пригодный для проселочных дорог, при этом равноценный сожженному автомобилю. Страховая компания «ВСК», в которой было оформлен полис КАСКО на Kia Sportage, требовала копию постановления о возбуждении уголовного дела. Но доследственная проверка никак не заканчивалась, дело не возбуждали около месяца.
Пытаясь мирно уладить вопрос, коломенцы продолжали выплачивать кредит за автомобиль, которого уже не существовало. В июле они обратились в Коломенский городской суд с иском к «Аванте».
Иск на три миллиона
В иске были заявлены требования о взыскании с «Аванты» 3 млн 210 тысяч рублей. «Отношения между заявителем и ответчиком в этом случае регулируются законом «О защите прав потребителей», - уверен адвокат Московской областной коллегии адвокатов Борис Анисимов. - Автомобиль был принят на ремонт. На основании статьи 35 закона «О защите прав потребителей», если вещь была полностью или частично утрачена, потребителю должны в трехдневный срок предоставить новую, аналогичную, или возместить стоимость утраченной в двукратном размере. Кроме того, в сумму исковых требований включен штраф за отказ выполнить требования в законный трехдневный срок, компенсация морального ущерба, стоимость авиабилетов, которые истцы вынуждены были купить для поездки в отпуск - ведь они собирались ехать на своем автомобиле, а также возмещение затрат на услуги оценщика».
Страховую выплату перечислили банку-кредитору
В декабре 2015 года, когда исковое заявление уже рассматривалось в Коломенском городском суде, страховая компания «ВСК» выплатила компенсацию по страховому договору в сумме 950 тысяч рублей. Деньги, как это и принято в подобных случаях, были перечислены не владельцам автомобиля, а «Райффайзенбанку», в котором был оформлен кредит на иномарку. В конце декабря 2015 года Коломенский городской суд вынес решение об отказе в удовлетворении всех требований истца. Суд не согласился с утверждением, что спор между «Авантой» и владельцами сгоревшего автомобиля регулируются статьей закона «О защите прав потребителей». А поскольку страховая сумма все же была перечислена, суд счел, что выплаты со стороны «Аванты» стали бы «неосновательным обогащением истца».
Владелица сожженного авто сразу после оглашения судебного вердикта подала апелляцию в Московский областной суд. Они намерены оспаривать решение Коломенского городского суда, поскольку ситуация, в которой они остались и без автомобиля, и без денег, их никак не устраивает.
Директор «Аванты» готов пойти навстречу владельцам сгоревшего авто
Позиция директора ГК «Аванта» Александра Макеева тоже представляется довольно резонной. «Пожар, в результате которого были уничтожены автомобили, произошел не по нашей вине, - подчеркивает он. - Если бы причиной была, скажем, халатность кого-то из сотрудников, вопросов бы не возникло, мы бы возместили ущерб из своего кармана. Но речь идет о поджоге, о преступном умысле со стороны неизвестных лиц, отвечать за действия которых мы не можем. Это, к слову, признал в своем решении суд».
Александр Макеев сказал, что сожалеет, что конфликт дошел до суда. «Если бы мы встретились с этой семьей ранее, думаю, мы сумели бы договориться об условиях, которые устроили бы всех. Жаль, что встреча произошла после того, как было инициировано судебное разбирательство. Я регулярно приезжаю в Коломну и не отказывался от диалога».
Александр Макеев уверяет: он все же готов пойти навстречу владельцам сгоревшего авто, продать им автомобиль без наценки и компенсировать разницу между рыночной ценой KIA Sportage в 2013 году и нынешней.