По мнению профильного министра Андрея Фурсенко, в настоящее время директора школ ощущают себя «главными учителями», а не представителями администрации и власти. При этом директор школы - это человек, который должен обеспечивать реализацию задач, поставленных перед школой государством, в том числе экономических и организационных. Но зачастую директор не понимает этих задач и не знает, как их реализовывать, отметил Фурсенко, и поэтому необходимо добиться повышения уровня директора как менеджера. Министр также отметил, что пока данная программа будет реализовываться в рамках поддержки комплексных региональных проектов модернизации образования. Не так давно директорам коломенских школ на электронную почту пришло сообщение о предстоящей правительственной реформе. Редакция газеты «Ять» решила узнать о настроениях в директорской среде и задала несколько вопросов И.И. Черепнину, директору коломенской школы № 10.
Корр.: Иван Иванович, что за рассылку вы получили?
И.И. Черепнин: Насколько я знаю, не один я ее получил. В этом письме речь о том, что сейчас в Госдуме готовится закон о предстоящем реформировании бюджетных организаций, в число которых, как вы понимаете, попадают и школы. Главное и принципиальное отличие - переход от сметного финансирования к получению субсидий на выполнение государственного задания.
Корр.: Что это даст школам?
И.И. Черепнин: Не знаю, можно ли считать хорошей новостью западную тенденцию предоставлять образовательным учреждениям максимум экономической самостоятельности, но это весьма вероятное развитие событий в российском образовании. Государственные деятели хотят сделать современную школу автономной, а это значит, что у школы появится право распределять средства по статьям расходов, иметь счета в банках и осуществлять финансовую деятельность. Так уже происходит в учреждениях культуры: некоторые ДК сегодня находятся в автономном плавании, государство им дает свой минимум, а остальное они зарабатывают сами.
Корр.: Какие возможности предоставляют такие новации школам?
И.И. Черепнин: Пока трудно ответить на этот вопрос, поскольку закон о совершенствовании правового положения государственных учреждений прошел только первое чтение. Почему это может быть выгодно директору и коллективу школы? Потому что появляется свобода при распределении выделяемых средств и при их использовании. Можно будет даже ссуду в банке брать, если есть такая необходимость. Но при этом, как вы понимаете, увеличиваются риски. Поэтому директор, который не чувствует себя компетентным в вопросах экономики, не сможет нормально работать и не выведет свой коллектив на автономию.
Корр.: Вы хотите сказать, что изменения потребуют от директоров школ существенно иной квалификации?
И.И. Черепнин: Об этом и речь. В автономное учреждение пойдет тот директор и тот педагогический коллектив, который чувствует себя уверенно в экономике, в своих возможностях относительно будущих платных услуг, знает спрос на эти услуги. То есть директор после принятия этого закона должен стать в первую очередь менеджером, должен знать правовую базу, вопросы финансово-экономической деятельности.
Корр.: Может ли стать директором школы профессиональный менеджер, прежние занятия которого были далеки от педагогики?
И.И. Черепнин: Я лично не верю здесь в успех универсальных менеджеров. И, честно говоря, мне трудно себе представить, что такие люди в ближайшем будущем смогут прийти в наши образовательные учреждения. Все-таки в среднесрочной перспективе школьными менеджерами останутся те, кто имеет педагогический опыт и в большинстве случаев - педагогическое образование. Руководителю школы необходимо доскональное знание объекта, которым он управляет. Точно так же директор академического института не может быть просто менеджером или финансистом, поскольку для организации работы и достижения результатов ему необходимо понимать специфику проведения научных исследований. Директор должен знать особенности своей работы, и без педагогического образования ему будет трудно. Директор управляет коллективом детей, директор управляет коллективом родителей и управляет своим коллективом. Поэтому менеджмент нужен. Но как только мы касаемся ребенка, педагогика необходима. Это менеджер-педагог.
Корр.: У меня как у родителя будущего школьника, возникает озабоченность тем, что грядущие новации могут серьезно ухудшить всю ситуацию в среднем образовании…
И.И. Черепнин: Представьте себе, мы пытаемся говорить о системе управления школой, а ставим эту систему в зависимость от того, готов или не готов директор к новым обязанностям. Во всем мире происходит наоборот - выбирают систему и потом под эту систему готовят управленца, который будет работать в этой системе. Директор готов найти деньги - у школы есть новые возможности, а нет - то и возможностей не появится. Но ведь не должны учащиеся от этого зависеть, не должно зависеть качество образования. У нас все-таки государственная система образования. И нельзя, чтобы государство снимало с себя ответственность, в том числе и финансовую, за обеспечение того, что нам по Конституции положено. И об этом не стоит забывать.