Потерял здоровье
Игорь Геннадьевич Пемуров 25 лет трудился в отделе снабжения на «Коломенском заводе». Занимавшийся в молодости греблей, он, как и многие профессиональные спортсмены, получил в зрелые годы проблемы со здоровьем - очень беспокоили ноги. Еще трудясь на заводе, получил вторую группу инвалидности.
Новые проблемы со здоровьем настигли Пемурова в мае 2009 года. В Коломне мужчина перенес четыре операции на ногах, в результате которых у него осталось с десяток шрамов на память, частичная обездвиженность и «основной диагноз»: «Полиартроз, двухсторонний гонартроз, хондроматоз коленных суставов, сгибательная контрактура левого коленного сустава».
- Всю ногу мне тогда изрезали, - рассказал газете «Ять» Игорь Геннадьевич, - после чего 7 месяцев я пролежал в одном положении на больничной койке. Долежался до атрофии мышц. Теперь просто подняться с кровати стало для меня равносильно подвигу, а точнее - практически невозможно!..
5 тысяч рублей на лекарства!
Чтобы встать на ноги, больному необходим набор дорогостоящих лекарств примерно на 5 тысяч рублей ежемесячно! Как говорит он сам, физически сложно оформить положенные по закону льготы на приобретение лекарств, поэтому их у него нет. Пенсия Игоря Геннадьевича составляет 6 тысяч рублей с копейками. Вполне естественно, что вскоре он всерьез задумался об усилении своей группы, что дало бы, по российскому законодательству, дополнительную тысячу рублей. Инвалид за свой счет (потратив всю пенсию) отправился в столичный Медицинский центр Центробанка РФ, где ему организовали дотошный медицинский осмотр. Выдали справку, в которой содержалась следующая рекомендация: «Целесообразно направление на МСЭ с целью усиления группы инвалидности».
Несмотря на столь авторитетное заключение в предоставлении первой группы инвалидности И.Г. Пемурову коломенский филиал-бюро медико-социальной экспертизы отказал. За комментарием мы обратились к руководителю коломенского филиала-бюро № 21 Главного бюро медико-социальной экспертизы по Московской области (МСЭ) Людмиле Александровне Складановской:
- Действуем мы исключительно на основании российского законодательства, - сообщила она. - Представленные господином Пемуровым направления на медико-социальную экспертизу на повышение инвалидной группы не дают законодательного права на получение первой группы. Именно поэтому наша комиссия 12 марта этого года выехала к Игорю Геннадьевичу на дом и произвела полноценный осмотр. Наше компетентное мнение - в первой группе отказать. Что такое первая группа? Человек нуждается в уходе, лежит, ничего не может делать, в том числе себя обслуживать. Пемуров же справляется, а значит - первой группы здесь нет.
Мы комиссуем до 4000 больных в год, и все они имеют полное право обжаловать наше решение в течение одного месяца с момента медицинского освидетельствования в Главном бюро, которое может отменить наше решение. Пемуров также имеет право туда обратиться, - заключила Людмила Александровна.
Редакция газеты также узнала мнение коломенского врача, производившего осмотр инвалида, Юрия Алексеевича Соколова:
- Если бы были основания для первой группы, то мы, конечно, ее установили бы. К слову, во время последних экспертиз мы выявили положительную динамику у этого больного. Стало ясно, что его состояние улучшилось, - сообщил медик.
Инвалид или нет?
Кто прав и существуют ли критерии, по которым определяется группа инвалидности, или врачи руководствуются исключительно собственными мнениями? Оказывается, такие критерии существуют и изложены в приказе Минздравсоцразвития РФ от 22 августа 2005 г. № 535 «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы». В полном объеме этот документ опубликован на портале для людей с ограниченными возможностями www.dislife.ru. В приказе сказано, что «критерием для определения первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты». В числе таких категорий жизнедеятельности названа и способность к передвижению третьей степени - то есть «неспособность к самостоятельному передвижению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц». Но И.Г. Пемуров действительно не может сейчас передвигаться самостоятельно. Конечно, у него есть надежда на улучшение состояния, но это не может быть основанием для отказа в предоставлении первой группы инвалидности. Ведь первая группа устанавливается сроком на два года, чтобы дать шанс инвалиду реабилитироваться, поправить здоровье, а потом вновь пройти медико-социальную экспертизу (МСЭ).
В соответствии с законодательством гражданин или его законный представитель может обжаловать решение местного филиала-бюро МСЭ в Главном бюро в месячный срок на основании письменного заявления. Его отказ в повышении группы инвалидности также может быть обжалован - уже в Федеральном бюро. Но и после серии отказов во всех уровнях медико-социальной экспертизы у гражданина остается возможность доказать свою правоту в суде.
Редакции газеты «Ять» удалось связаться с Главным бюро медико-социальной экспертизы по Московской области, расположенным в Москве по адресу улица Коккинаки, дом 6. Там курируют работу филиала в Коломне. Мы надеялись выяснить информацию по срокам рассмотрения жалобы И.Г. Пемурова, если таковая от него все-таки поступит. Позвонив по телефону руководителя бюро, главного эксперта по медико-социальной экспертизе, члена-корреспондента РАЕН Елены Константиновны Козьмиди, мы столкнулись с непониманием. Представиться на том конце провода отказались, попросив побыстрее изложить суть проблемы. Ответ по делу Пемурова последовал в краткой форме: «Срок обжалования - месяц. Он имеет право подать заявление о том, что с решением филиала бюро не согласен и просит обжаловать его в Главном Бюро медико-социальной экспертизы по Московской области. Из Коломны нам должны выслать набор его документов, и мы пришлем этому гражданину приглашение в Москву с конкретной датой приема. Чем быстрее он подаст письменное заявление, тем скорее его сюда привезут».
На момент публикации ни коломенское филиал-бюро, ни Главное бюро МСЭ в Москве не были готовы назвать редакции официальные цифры, скольким инвалидам отказано в их обращениях по поводу усиления группы. Реальность пока такова, что инвалиду, человеку с ограниченными возможностями, которого болезнь выбрасывает за черту социального равенства, требуется в 10 раз больше усилий, чем здоровому гражданину, чтобы отстоять свои права.