Утечка КИМов (тесты ЕГЭ принято называть контрольно-измерительными материалами - КИМ ) и правильных ответов.
Первый же день сдачи ЕГЭ, 27 мая, обернулся скандалом: в Интернете были выложены бланки настоящих КИМов с правильными ответами на них. В ходе расследования удалось выяснить, что утечка произошла в Дальнем Востоке, куда материалы ЕГЭ доставляются заранее. Кто именно выложил в сеть тесты ЕГЭ по русскому языку, выяснить так и не удалось.
Т. Камышова: «Мы не можем проконтролировать утечку ответов в Интернет, этим занимаются на федеральном уровне. Но в сеть попала вся база КИМов, поэтому ни один школьник не мог точно предугадать, какой из вариантов ему выпадет на экзамене. А это значит, что правильно воспользоваться информацией из Интернета мог только хорошо подготовленный выпускник. Двоечника даже утечка не спасет».
Дагестанский ЕГЭ-туризм.
В этом году под пристальное внимание проверяющих попали многие районы Дагестана, в которых к концу учебного года резко увеличилось количество одиннадцатиклассников. И это не случайно, поскольку выпускники хорошо знают, что в дагестанских деревушках сдать ЕГЭ на «отлично» намного легче, чем в каком-нибудь крупном городе.
Т. Камышова: «В Коломне за девять лет проведения ЕГЭ никогда не было зафиксировано фактов так называемого ЕГЭ-туризма. Все коломенцы сдают единый экзамен на территории родного города. Мы за этим тщательно следим».
ЕГЭ «по блату». Наиболее громкий скандал произошел в Ставрополе, где дети крупных чиновников и бизнесменов оказались подозрительно одаренными «стобалльниками». Оказалось, что все «отличники» сдавали экзамены досрочно, поскольку у каждого из них было медицинское заключение, в котором указывалось, что ребенок страдает нарушениями памяти.
Т. Камышова: «В Коломне никогда не было подобных инцидентов. В 2013 году только два выпускника имели справку с заболеваниями. Но ни о какой фальсификации не было и речи, потому как симптомы болезней были видны невооруженным глазом. Оба выпускника воспользовались резервными днями сдачи ЕГЭ».
В 2013 году в проведении ЕГЭ были задействованы 7 руководителей пунктов приема экзаменов, 11 уполномоченных государственной экзаменационной комиссии, 71 общественный наблюдатель, 346 организаторов. Нарушений в процедуре проведения ЕГЭ выявлено не было.
Татьяна Камышова: «Система контроля ЕГЭ на самом деле хорошо продумана, и если ее строго соблюдать, как это делается в Коломне, скандалов не будет. Ведь главную роль в их возникновении играет человеческий фактор, то есть люди, способные нарушить закон».