Цены на обучение растут, количество бюджетных мест сокращается. Хочешь получить образование - иди работать. Многие студенты так и поступают, но тут может быть не все гладко. Совмещение учебы и работы способно лишить студента не только сна, но и знаний или даже диплома. Как же найти золотую середину?
Сосредоточиться на учебе или попытаться совместить занятия с работой - вопрос, который рано или поздно встает практически перед каждым студентом. Одни хотят получить интересный опыт, который поможет быстрее двигаться по карьерной лестнице, другим нужно просто зарабатывать на жизнь. Тем не менее одновременно готовиться к сессии и трудиться бывает тяжело морально и физически, особенно студентам-очникам. У них очень высока вероятность быстрого выгорания, когда на голову одновременно сваливается сдача курсовой и срочный проект на работе.
В цифрах
Исследования показывают, что большинство российских студентов колледжей и вузов стремится работать во время учебы. Например, по результатам опроса проекта НИФИ Минфина России «Моифинансы.рф», который проводился в этом году в рамках Всероссийской просветительской эстафеты «Мои финансы», 48% студентов работают или подрабатывают. Примерно 20% из них учатся на первом или втором курсах вуза или колледжа. 77% студентов планируют либо продолжить совмещать работу с учебой, либо начать это делать в будущем. Студентам нужны финансовая независимость и профессиональный опыт. При этом 68% респондентов сообщили, что пока работают не по своей будущей специальности. По вопросу о том, как работа или подработка влияет на качество обучения, мнения разделились. 45% ответили, что влияет позитивно и помогает на практике закрепить материал. 35% не согласны и считают, что дополнительная занятость только отвлекает от учебы. 20% не замечают какого-либо влияния.
Чтобы работа и учеба не мешали друг другу
1. Помните, что все пропущенные в вузе занятия придется отрабатывать. Поэтому лучше всего искать работу, которая более-менее впишется в учебное расписание и доставит минимум неудобств в учебном процессе. Лучший вариант для студента - частичная занятость или возможность работать из дома по свободному графику. Рассчитайте, сколько часов вы готовы уделить работе и в какое время суток.
2. Старайтесь найти работу по специальности. Это проще сделать, если вы учитесь на третьем - пятом курсе. Так вы наработаете опыт в профессии и уже после выпуска станете более востребованным кандидатом. Многие работодатели охотнее принимают на работу тех выпускников, с кем сотрудничали во время учебных практик или подработки.
3. Искать подходящую вакансию можно на сайтах по поиску работы (ряд вакансий размещают в отдельной категории — «Работа для студентов»), в социальных сетях и даже в своем учебном заведении. Можно найти множество вариантов подработки, например, тайным покупателем, помощником руководителя, курьером, официантом, промоутером, рассмотреть варианты удаленного заработка или стажировки. Многие банки, ИТ-компании, консалтинговые агентства и прочие регулярно набирают студентов-стажеров с прицелом на будущее - растят из них ценных профессионалов в надежде на то, что они вернутся в штат.
4. Соблюдайте тайм-менеджмент. Не смешивайте учебное и рабочее время. На работе выполняйте только профессиональные задания, а в университете не отвлекайтесь от занятий. Составьте график. Если навалились усталость и депрессия, сделайте передышку: возьмите отгул. Берите отпуск на время сессии: это немного снимет нагрузку, и вы сможете полностью погрузиться в учебу. Желательно заранее договориться об этом с руководством.
5. Лучше устраиваться на работу летом, когда больше свободного времени. Так проще влиться в трудовую атмосферу и привыкнуть к новой работе до начала занятий.
6. Если начались трудности в учебе, сделайте перерыв в заработке денег. Подтяните учебу и только после этого возвращайтесь к работе. Учеба должна стоять на первом месте. Без высшего образования в дальнейшем будет очень сложно найти хорошую работу.
Аргументы за и против
За:
-
работа в период учебы - отличная практика,
-
финансовая независимость,
-
возможность завести полезные контакты,
-
высокая гарантия трудоустройства.
Против:
-
двойная ответственность,
-
снижение эффективности обучения,
-
нехватка времени на сон, отдых, хобби,
-
изматывающая нагрузка, эмоциональное выгорание,
-
недопонимание со стороны преподавателей.
Варвара, 19 лет, учащаяся колледжа:
«Сейчас я совмещаю учебу в колледже и работу в школьной библиотеке. После получения диплома хочу остаться в школе и работать по своей специальности - учителем начальных классов. Пока работа совершенно не мешает учебе, гибкий график и трудоустройство на полставки позволяют успешно сочетать одно с другим. Зато я накапливаю необходимый опыт, учусь контактировать с детьми, коллективом. Думаю, что в будущем мне это очень пригодится. В конце концов, хочется финансовой независимости, пусть и небольшой».
Дарья, 20 лет, студентка вуза:
«Я учусь на конфликтолога. Найти работу по моей специальности на период учебы практически невозможно, поэтому я устроилась работать официанткой. Деньги неплохие, хватает на карманные расходы, покупку одежды, продуктов, но нагрузка большая: в университете - умственная, на работе - физическая. Пошла работать, потому что хочу помогать родителям и не просить у них деньги на все свои хотелки».
Юридические аспекты. Какие права у работающего студента?
-
Студентам очной формы обучения разрешено совмещать учебу с работой. При этом максимальная продолжительность рабочего времени не должна превышать 40 ч. в неделю. Для несовершеннолетнего студента предусмотрена сокращенная продолжительность рабочего дня (для работников в возрасте до 16 лет - не более 12 ч. в неделю; от 16 до 18 лет - не более 17,5 ч. в неделю).
-
Испытательный срок не устанавливается в случае, если устраивающемуся на работу нет 18 лет (ст. 70 ТК РФ). Также испытательный срок не предусмотрен для тех, кто успешно завершил ученичество по договору с будущим работодателем (ст. 207 ТК РФ).
-
В соответствии со ст. 173 ТК РФ работодатель обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы в размере 15 календарных дней работникам, допущенным к вступительным испытаниям, и слушателям подготовительных отделений образовательных организаций высшего образования для прохождения итоговой аттестации (вне зависимости от формы обучения).
Елена СОМОВА
Фото: Александр ВИТИН/Медиахолдинг «Ять»