В этом году исполнилось бы 67 лет замечательному коломенскому литератору – поэту, прозаику, церковному историку Роману Славацкому, автору новой сонетной формы, которую он назвал «коломенским сонетом». Уже три года, как Романа Вадимовича нет с нами – его жизнь безвременно унес ковид. Но осталось богатейшее наследие – его произведения, часть которых не только не опубликована, но даже не переведена в электронный вид. Когда в 2021 году в КЦ «Лига» отмечали день рождения Романа Славацкого впервые без его участия, было принято решение разобрать архив писателя и издать то, чего еще не видел читатель.
И вот в конце сентября состоялась презентация проекта издания полного собрания его сонетов в двух томах. Первая книга, выпущенная Издательским домом «Лига» - «Коломенские сонеты». Пока отпечатано лишь несколько пилотных экземпляров первого тома, один из них передан семье поэта.
О новой книге, наследии поэта и его значении для Коломны и литературного мира вообще мы поговорили с составителем сборника, доктором филологических наук, профессором ГСГУ Анатолием Кулагиным.
- Анатолий Валентинович, вы сейчас занимаетесь наследием Романа Славацкого. Насколько оно велико?
- Очень большое, только вошедших в циклы сонетов более 800. Для одной книги это слишком много, поэтому мы решили сделать двухтомник. Первый том, который мы презентовали, – «Коломенские сонеты», куда включены циклы коломенской тематики. Некоторые из них издавались отдельными небольшими книжечками, начиная с самых ранних: «Коломенский Арбат», «Посадский венок», «Старые вещи»… Два цикла – «Самоцветные четки» и «Складень» - посвящены православной Коломне. О театральной жизни города - «Театр» и «Корабль». Окрестности Коломны воспеты в циклах «Венок Шкини» и «Черкизовский Парнас». Циклы последних лет – «Самайн», «Крипта», «Коломенский шиповник», «Ностальгия»… Я не все назвал, их 19.
Вторая книга, которую мы планируем презентовать на следующий год, будет называться «Европейские сонеты». В нее войдут циклы «Итальянские этюды», «Венеция», «Белорусские мотивы» и другие.
- Есть ли среди них те, что еще не были опубликованы?
- «Венок Шкини» не выходил в печати и даже в интернете не был выложен – это будет первая публикация. Некоторые, как, например, «Серебро», появлялись в сети, но в бумажном виде издаются впервые. Все, что мы публикуем, уже было опубликовано или выложено в Сеть самим Славацким, нам не пришлось работать с рукописями. Но сложностей все равно оказалось немало: некоторые сонеты существовали в разных редакциях (например, в «Коломенском альманахе» и в отдельной книжке), и нам приходилось решать, какую из них оставить. Немало хлопот доставила авторская пунктуация: нужно ли ее оставлять или приводить текст в соответствие с нормами русского языка. Когда речь идет о художественном тексте, тем более о поэтическом, это не всегда просто. В каждом случае мы решали это отдельно.
- Первый том назван «Коломенские сонеты». Это как-то связано с тем, что Роман Славацкий - автор сонетной формы, которую он назвал «коломенским сонетом»?
- То, что Роман Вадимович называл «коломенским сонетом», – это такая форма, когда дистих (рифмованное двустишие) следует после первого катрена (четверостишия). В классическом варианте дистих идет в конце.
Специалисты, среди которых, например, Олег Иванович Федотов – московский филолог, профессор, адресат нескольких сонетов Славацкого, утверждают, что такой сонет в европейской поэзии встречался, но довольно редко. У Романа же их очень много – они есть во всех циклах, которые вошли в этот сборник, особенно в поздних: например, цикл «Ностальгия» на две трети выдержан в этой форме. Так что могут быть разные мнения, правомерен ли термин «коломенский сонет».
Но наш сборник назван так не в честь «коломенского сонета», а потому, что в нем, повторю, подобраны циклы, так или иначе посвященные коломенской теме.
- Как вы оцениваете творчество Романа Славацкого, его вклад в поэзию и, в частности, в традицию сонета?
- Если бы я не оценивал его творчество высоко, то, наверное, и не стал бы им заниматься. Думаю, что у его книг есть будущее, его будут читать, и это наследие с нами останется. Я недавно был в Москве на заседании Школы сонета, которой руководит уже упоминавшийся мной профессор Федотов. И среди современных российских сонетистов Славацкий назывался первым номером, а один из участников заседания сказал о нем: «почти классик». Какие-то глобальные выводы делать пока рано - время покажет. Но для того, чтобы оно «показало», нам надо еще поработать.
- Много ли среди наследия Романа Славацкого такого, что еще нигде не публиковалось?
- Достаточно. Например, во втором томе собрания – «Европейские сонеты» - будет цикл «Египет», который не был опубликован нигде. Есть отдельные сонеты, которые он присылал друзьям, они тоже нигде не публиковались. Печатались его сонеты и в газете «Благовестник». В перспективе надо будет подумать, как их собрать в отдельную книгу.
В 2007 году Славацкий выпустил поэму в прозе под названием «Мемориал». Но есть у него еще «Записки музейщика», которые являются приквелом к «Мемориалу». Они не были опубликованы. Есть еще небольшие рассказы, которые тоже нигде не выходили. Работы много, но ближайшая задача – это подготовка «Европейских сонетов».
- Кто еще принимает участие в этой работе?
- Мы тесно сотрудничаем с Издательским домом «Лига», который взялся выпустить сборники сонетов. Более того, собрать циклы сонетов было инициативой издательства. Мы работали в тесном контакте, постоянно консультировались.
Очень помогла нам супруга поэта Маргарита Михайловна. Прежде чем отдать материалы в издательство, я показал их ей, и она что-то скорректировала, подсказала, как будет правильнее. Я надеюсь, что и дальше наше сотрудничество продолжится.
- Пока вышли пилотные экземпляры. Когда выйдет полный тираж и каким он будет?
- Все зависит от финансирования. В прошлом году мы выпустили сборник воспоминаний, эссе и стихов памяти Романа Славацкого «В одном лице историк и поэт». Этот сборник издавался по подписке: люди вносили деньги и потом получали свои экземпляры. Скорее всего, и эту книгу мы издадим так же. Каким тиражом, сказать пока трудно: все будет зависеть от сбора средств.
Беседовал Константин ТИЩЕНКО