Как часто мы недооцениваем то, что находится рядом с нами, только протяни руку! Доступное и знакомое кажется простым и невзрачным. И как же полезен бывает взгляд со стороны, когда вдруг в привычном увидишь необычное, в ординарном – невероятное.
30 июня в Коломне состоялся показ документального фильма «Дом Сурановых. Жизнь коломенская. Не игра», рассказывающего о возрождении известной усадьбы. Его сняла команда Ktomy.media во главе с режиссером и сценаристом Ириной Разумовской. На просмотр пригласили культурное сообщество города.
Дом Сурановых - первый в России музей, который предлагает гостям путешествие во времени с погружением в быт минувшей эпохи. После серьезной реставрации он открыл свои двери путешественникам, готовым стать посадскими жителями Коломны конца XIX века с соблюдением всех бытовых нюансов той эпохи.
Два года назад съемочная группа пришла в запустевший, побитый жизнью дом и наблюдала, как осуществлялось задуманное: не просто восстанавливались стены, а возрождалась жизнь. Как призналась сама режиссер, приступая к работе над проектом, она с трудом могла поверить, что это возможно. Больше года камера фиксировала изменения облика дома, параллельно шел диалог с людьми, которые задумали и создали музей, не имеющий аналогов - по крайней мере, в России.
Участники проекта
Фильм длится около часа. Он состоит из семи частей-глав, оформленных как главы какой-нибудь изящной книги XIX века, с легкими, в пастельных тонах рисунками Валерия Кожина – художника, иллюстратора, члена Московского Союза художников и Союза художников России.
Анимация разбавляет плотное действие фильма (шутка ли – полтора года работы уложить в час!) и помогает зрителю лучше усвоить информацию.
Рассказчики в фильме – те, кто работал над проектом «Жизнь коломенская. Не игра»: руководитель Наталья Никитина, Дмитрий и Екатерина Ойнас, историк проекта Евгений Ширяев, реконструктор исторического костюма Юлия Брагина. Были привлечены и специалисты со стороны: подобрать аутентичную мебель и вещи помогли эксперт Росохранкультуры, кандидат искусствоведения Ирина Ефремова и искусствовед Надежда Максимова. Блюда, которыми здесь угощают, приготовлены по рецептам из поваренной книги Сурановых, а разбирались в ней известные историки кухни Ольга и Павел Сюткины. Вместе им удалось создать «портал в 1890 год» в самом сердце Коломенского посада.
Ирина Разумовская, сценарист, режиссер: «Когда мы пришли сюда впервые, дом Сурановых представлял из себя руины. Казалось невозможным, что через год здесь появится не просто музей, а пространство, в котором будут жить. Каждый раз, когда я снимала реставрацию, общалась с теми, кто делал костюмы и составлял меню, подбирал мебель и предметы интерьера, поражалась – это правда и это рождается на моих глазах. Когда вы оказываетесь в другом веке, едите ту еду, носите ту одежду, занимаетесь теми же делами, что и наши предки, это незабываемо. Ты ложишься спать с закатом солнца, прожив этот день в ритме XIX столетия, и не можешь почитать электронную книгу или полистать ленту в соцсетях. Все не так, как мы привыкли – звуки, запахи, одежда…»
Чудеса случаются
Совершенно невероятное событие произошло, когда в Коломну приехали потомки купца Василия Ивановича Суранова – Андрей и Юлия Матвеевы. Приехали, по их словам, просто посмотреть на усадьбу, когда-то принадлежавшую предкам мужа, познакомились с создателями проекта. Оказалось, что в часе езды отсюда, в селе Бортниково, стоит старый дом, буквально набитый сурановскими вещами, вывезенными с Посадской, 13 после революции. Мебель, посуда, картины, статуэтки после реставрации вернулись в родные стены. Остальное искали по антикварным лавкам, советовались со специалистами – что могло стоять в провинциальном купеческом доме в 1890 году, а что нет. Дом стал обретать реальную историческую «плоть», обрастать людьми.
Жить по-настоящему
В доме Сурановых можно прожить день на условиях, которые предлагаются гостям в формате полного погружения «Жизнь коломенская. Не игра». Это непросто: быт наших земляков в XIX веке сильно отличался от того, к чему мы привыкли. К примеру, спать ложились вскоре после того, как стемнеет (а зимой это в четыре часа пополудни), потому что заниматься рукоделием, читать или писать при тусклом свете свечей или керосиновой лампы было невозможно. Рацион очень зависел от времени года, а одежда была такой, что продержаться в ней сутки весьма непросто. Особенно это касалось женского гардероба. «Мы очень разбаловали свое тело, оно привыкло к свободе, - говорит историк костюма Юлия Брагина. - А попробуй-ка походи в корсете – ни нагнуться, ни сесть в свободной позе, как мы делаем обычно, невозможно».
Права на фильм принадлежат музейно-творческому кластеру «Коломенский посад», однако у режиссера есть задумка сделать открытый премьерный показ в кинотеатрах Москвы.
Ася ЕМЕЛЬЯНОВА
Фото: музей «Дом Сурановых»