В библиотеке имени И.И. Лажечникова в Коломне открылась выставка «Поисковый отряд «Суворов». Находки с полей сражений в Ленинградской области». На ней представлены предметы, найденные вместе с останками солдат в местах боев на Невском пятачке и Синявинских высотах, где проходили одни из самых страшных битв Великой Отечественной войны. Эти экспонаты, молчаливые свидетели войны, помогают нам лучше представить, как жили тогда люди, какими они были и за что погибли.
В рамках под стеклом – личные вещи, найденные непосредственно на теле бойцов. Те, что в момент смерти находились у них в карманах, а потом, когда одежда истлела в земле, оказались рядом. Как правило, это смертный медальон или какие-то документы, по которым можно установить личность убитого. Что еще держали при себе? Алюминиевую ложку, бритву, компас, записную книжку, мелкие монетки, деревянную трубку с наборным мундштуком – это была красивая вещица, но дерево сгнило и мундштук отвалился. Часы, почему-то похожие на дамские. Может, они и есть – то ли хранимые как память, то ли, наоборот, предназначенные в подарок? В любом случае до той, которой их берегли, они так и не дошли. Фотография бравого военного - наверное, того самого, что остался лежать под Ленинградом. А вот разъеденное водой фото немолодых мужчины и женщины - вероятно, родителей погибшего, которые так и не дождались сына...
Такие рамки с личными вещами поисковики изготавливают в память о каждом бойце. Когда удается отыскать родственников, отдают им.
Еще на стендах можно увидеть документы военного времени. Похоронка, выписанная на бойца из Ленинграда: «Ваш сын пал смертью храбрых…» - этого очень боялась каждая мать, пережившая войну. Извещение о пропавшем без вести. Трудовая книжка работника Коломенского завода, последняя запись в ней: «Уход в РККА», 20 ноября 1939 года». Ушел, вероятно, на Финскую, потом началась Великая Отечественная – больше записей в трудовой книжке нет...
Брошюрки карманного формата издавали специально для фронта. Печатались и произведения агитационного характера (статья А.Н. Толстого «Родина»), и художественная классика – не все же «Боевые листки» читать.
А вот любопытный документ: агитационная листовка от немецкого командования на русском языке, убеждающая солдат и командиров переходить на сторону германской армии или их союзников – стран Оси. Тут же пропуск перебежчика. Такие листовки и пропуска немцы сбрасывали с самолетов в расположение наших войск.
Агитационная немецкая листовка и пропуск перебежчика.
Екатерина Устинова, ведущий библиограф библиотеки им. И.И. Лажечникова: «Здесь представлены два тома Книги памяти поискового отряда «Суворов». Каждому бойцу, имя которого удалось установить, посвящена отдельная глава: биографическая справка, воспоминания родственников, обстоятельства находки… Уже вышел третий том, он тоже скоро появится на выставке. И книга Галины Горчаковой «Не забыты, пока живы мы», написанная по личному опыту участия автора в поисковых экспедициях.
Есть в коллекции образцы снаряжения 1939 – 1941 годов. Вот в этом воевали на Финской войне, а потом и на Ленинградском фронте. Такая буденовка была в ходу до 1940 года, в Великую Отечественную их заменили на фуражки и пилотки. Каска образца того же времени, называется «халхинголка» - в честь Халхин-Гольской операции 1939 года».
Каска-халхинголка.
Целая коллекция алюминиевых ложек: от «уставной» армейской до самодельного литья по форме резной деревянной ложки. У некоторых отломились ручки: неудивительно, ведь алюминий - непрочный металл. Выходили из положения так, как позволяла фантазия: кто-то приделал ручку на гвоздике – получилась складная, но неудобная: скорее всего, она складывалась во время еды. Еще вариант – ручка из грубой проволоки, тоже не слишком приятно держать в руке. Некоторые бойцы выцарапывали на мягком алюминии свою фамилию – чтобы ложку никто не позаимствовал, а кто-то украшал рисунками – изображали птичек, рыбок и прочее.
Много самодельных предметов быта: фонарь из алюминиевого котелка и чаши для бритья – внутрь вставлялась свечка. Керосиновый светильник из снарядной гильзы – такие на фронте использовались повсеместно. Самодельные портсигары из алюминия, тоже украшенные надписями и рисунками.
Ольга Стружанова, руководитель поискового отряда «Суворов»: «Алюминиевые предметы быта (портсигары, спичечницы, ложки) изготавливали из треснувших котелков, из обшивки разбитых самолетов: алюминия на войне хватало. Все, что мы здесь представили, – это коллекция поискового отряда «Суворов», собранная во время «Вахт памяти» в Кировском районе Ленинградской области. Там, где во время войны были Невский пятачок, Синявинские высоты, теперь находятся рабочие поселки. Это те места, где наш поисковый отряд работает уже много лет».
Фонарь из котелка.
Отдельного внимания заслуживает целая коллекция осколков и пуль, извлеченных во время операции в прифронтовом эвакогоспитале города Слободского Кировской области ведущим хирургом госпиталя, известным коломенским врачом Н.К. Митропольским. Николай Константинович был ветераном четырех войн: Первой мировой, Гражданской, Финской и Великой Отечественной. По окончании войны Митропольский вернулся в Коломну, работал хирургом в ЦРБ, преподавал в медицинском училище. Имел награды: орден Ленина и Красной Звезды, звание «Заслуженный врач РСФСР».
Все осколки и пули, извлеченные из тел бойцов, он бережно сохранял, записывал имя, дату операции, характер ранения и другие медицинские подробности. Часть этой коллекции хранится в отряде «Суворов», часть передана в Государственный исторический музей.
Осколки пули из коллекции Н.К. Митропольского.
Экспонат с самой интересной судьбой – навершие древка советского знамени, извлеченное из тела убитого немца. Видимо, боец заколол его в рукопашной, когда боеприпасов уже не осталось. Со временем древко сгнило, а навершие сохранилось между костей убитого.
Выставка будет работать в библиотеке до конца лета, так что не упустите возможность ее посетить.
Ася ЕМЕЛЬЯНОВА
Фото: автор, Александр ВИТИН/Медиахолдинг «Ять»