Мемориальный парк – место, где увековечена память коломенцев, отдавших свою жизнь в годы Великой Отечественной войны. В их честь в 1970 году, к 25-летию Победы, установлен мемориал, горит Вечный огонь. А те, кто заслужил звание Героя Советского Союза, удостоились отдельных бюстов на Аллее Героев. Всего их 19, хотя на самом деле коломенцев, награжденных Золотой Звездой Героя, гораздо больше. Кто они? Сегодня расскажем о Борисе Хитеве, который геройски погиб в годы войны и был удостоен высшей награды за проявленные бесстрашие и отвагу.
Почему же на Аллее Героев 19 бюстов? В 70-е годы, когда проводилась работа по установке бюстов, были известны не все имена коломенцев, награжденных Золотой Звездой Героя. Кто-то, например, после войны поселился в другом месте. К тому же увековечить решено было только тех, кого уже не было в живых – кто погиб на войне или умер после. Бюсты расположены по алфавиту: открывает шеренгу Неон Васильевич Антонов – контр-адмирал, друг Сергея Георгиевича Горшкова, а замыкает танкист Иван Макарович Яснов.
Ближе к концу аллеи стоит бронзовый бюст гвардии капитана Бориса Никитовича Хитева. Как и большинство героев, он прожил короткую жизнь – немногим более 30 лет, с войны не вернулся, Звезду Героя получил посмертно.
Собирая материалы о героях-коломенцах, историк и журналист Анатолий Кузовкин встречался с их родными – матерями, вдовами. Тогда, спустя 30 лет после войны, многие были живы. Встретился он и со вдовой Бориса Никитовича и услышал историю не столько о герое, сколько об удивительном человеке – нежном и любящем муже. Он был бы и замечательным отцом, но, увы, увидеть своих детей ему так и не довелось.
Анатолий Кузовкин, писатель, журналист, историк: «В начале 1970-х я собирал материалы о наших героях для книги «Золотое созвездие коломенцев». Встречался и со вдовой Бориса Никитовича Хитева Марией Григорьевной Цвигун. Во время войны она уехала в эвакуацию, а после гибели мужа не захотела возвращаться в Коломну и жила в Апрелевке (Наро-Фоминский район Московской области). От нее-то и узнал, каким человеком был Борис Никитович: открытым, общительным, имевшим много друзей. Увлекался музыкой, много читал, особенно любил классическую литературу. Декламировал любимых Маяковского и Есенина наизусть. В общении с женой был очень мягким, никогда не повышал голос. Мечтал о том, чтобы все люди жили красиво и счастливо. Вот такой замечательный человек был нашим земляком. А стал героем».
Просил назвать дочь Танечкой
До войны супруги жили в Коломне. Работали на Патефонном заводе, Борис Никитович заведовал акустической лабораторией, Мария Григорьевна трудилась в гальваническом цехе. В июне 1941-го взяли отпуск и отправились к родителям Марии, под Одессу. Надо было хорошенько отдохнуть, набраться сил – Мария ждала ребенка. Здесь и застало их известие о войне. Они сразу засобирались в Коломну – Бориса могли призвать в любой момент. Дни проходили в напряженном ожидании: ждали повестки, ловили тревожные вести с фронта, переживали за будущего ребенка…
10 августа Мария провожала мужа на фронт. До военкомата шли пешком: идти было недалеко – жили на улице Комсомольской. Прощаясь, Борис утешал жену, просил: «Береги нашу будущую дочь». Он почему-то был уверен, что родится именно дочь. Просил назвать Татьяной, Танечкой...
Тяжелая утрата
Борис отправился воевать, а жена вскоре родила долгожданную дочку Танечку. В октябре 1941 года Одесса была оккупирована, и Мария Григорьевна очень переживала за родителей – как они там? Вестей от них не было.
Из-за родов она не смогла выехать в эвакуацию вместе с заводом. Пришлось потом «догонять» самой. А в пути случилась беда: крохотная Танечка тяжело заболела корью и умерла. Потеря ребенка стала страшным ударом: время словно остановилось, молодая женщина не понимала, зачем она живет. К жизни ее вернула неожиданная встреча с родителями: им удалось бежать от оккупации в Казахстан. Поддержка близких людей придала силы: вместе они выехали в город Белово Новосибирской области, куда был эвакуирован Коломенский патефонный завод.
Здесь разыскали ее письма с фронта. Муж писал, что окончил курсы, назначен командиром взвода. В январе 1942 года под Наро-Фоминском был ранен в левую руку и плечо. Через несколько дней он написал жене: «Я никогда не думал, что так легко привыкнуть к картине боя. И представь себе, что ни чувства страха или даже, я бы сказал, инстинкта самосохранения я не испытывал. Было лишь чувство неудовлетворенности, чувство, что жизнь отдаешь слишком дешево и бесполезно». 14 марта он сообщил: «Моя дорогая, я снова на фронте. 9-го был в бою. Сейчас я командую ротой… Обо мне не расстраивайся, береги себя. Ты еще молода, у тебя все впереди… Умирать я не собираюсь. Две пули не взяли, авось и третья не возьмет».
Письма приходили часто: Борис старался писать каждую свободную минуту, зная, как важны эти весточки для родных, спрашивал, как там Танечка. Мария, не зная, как сказать мужу о постигшем их горе, лгала, что все хорошо, дочка растет…
«Прощай, Боря!»
В августе 1942 года Борис прислал письмо, где сообщил, что его направляют на курсы в Военную академию имени М.В. Фрунзе, в Ташкент. Муж радостно писал, что скоро они увидятся и он обнимет жену и дочь. Это известие было и радостным, и страшным одновременно: Мария снова переживала трагедию, не зная, как сообщит мужу страшную весть…
Он сам все понял, как только увидел ее: по взгляду. Плача, она рассказала ему обо всем: что пережила в эти страшные дни, как ее вернули к жизни… Борис не упрекнул ни единым словом за вынужденную ложь, за то, что вместо радости встречи пришлось пережить этот удар. Он утешал ее, как мог. Неделя, отпущенная им, пролетела быстро, настало время прощаться: Марии нужно было возвращаться на завод. Борис проводил ее на поезд, обнял, поцеловал: «До свидания, Муся!» А в ответ раздалось: «Прощай, Боря!» – она сама не поняла, почему вырвались эти слова. Тогда никто из них не знал, что встреча эта последняя и что у них будет сын…
В память
Гвардии капитан Борис Никитович Хитев погиб 14 сентября 1943 года во время подготовки к форсированию Днепра. Похоронен в селе Гайворон Бахмачского района Черниговской области. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Известие о гибели мужа Мария Григорьевна получила в письме, которое прислал друг Бориса. Еще одно письмо прислал командир корпуса генерал И.М. Афонин: «Слава о Вашем муже как о герое войдет в историю борьбы нашего народа. Мария Григорьевна, воспитывайте своего ребенка таким же преданным своей Родине, как и отец – Борис Никитович Хитев». Сыну Володе тогда было около двух месяцев.
Прошли годы. Сын героя вырос, отслужил положенный срок в армии, окончил институт. Работал инженером в одном из московских НИИ. В Коломну они с матерью так и не вернулись: слишком все здесь напоминало о Борисе, о счастливой довоенной жизни. Мария Григорьевна Цвигун после войны приехала в Подмосковье, поселилась в городе Апрелевка. Работала на заводе грампластинок на разных должностях, избиралась секретарем парткома предприятия, много лет возглавляла завод, который был крупнейшим не только в нашей стране, но и за рубежом. Мария Григорьевна отмечена высокими государственными наградами – орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», медалями, ей присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры РСФСР».
Мария Григорьевна с сыном не раз ездили в село Гайворон на могилу мужа и отца. Приезжали и в Коломну, где в тенистой аллее Мемориального парка стоит бронзовый бюст Бориса Никитовича Хитева.
Ася ЕМЕЛЬЯНОВА