В ночь на 25 февраля (по новому стилю) 1852 года Гоголь сжег второй том поэмы «Мертвые души», а 4 марта того же года его не стало… Уничтожение рукописи породило немало вопросов – гадают и о причинах этого поступка, и о содержании второго тома. Но так или иначе, правды мы уже не узнаем. Какими же были последние дни жизни Николая Васильевича?
Скромное наследство
За свою недолгую жизнь (а прожил он всего 43 года) Гоголь немало поездил по миру. С Полтавщины, где родился и вырос, 19-летним юношей он приехал в Санкт-Петербург - покорять столицу. Это ему удалось. Уже став известным писателем, почти 10 лет жил за границей. Географии его перемещений мог бы позавидовать любой путешественник: Германия, Швейцария, Италия, Франция, Бельгия, даже Палестина, которую Гоголь посетил уже в конце своего жизненного пути.
В последний год жизни, вернувшись из паломничества к Гробу Господню, Николай Васильевич поселился в Москве, в доме графа Александра Толстого на Никитском бульваре. Толстой делал все возможное, чтобы гость ни в чем не нуждался, только писал. В этой квартире и состоялось то самое сожжение, в ней же Гоголь скончался 4 марта 1852 года.
В «объявлении» о смерти Гоголя в полицейскую часть было сказано, что «наличных денег, сохранной казны билетов, долговых документов, золотых, серебряных, бриллиантовых и прочих драгоценных вещей, кроме незначительного носильного платья, ничего не осталось». Опись имущества Гоголя показала, что после него остались личные вещи на сумму 43 рубля 88 копеек. И это было все материальное наследство самого знаменитого и самого читаемого в России писателя первой половины XIX века. Если не считать еще 2000 рублей, перед смертью переданных им на благотворительные нужды студентов Московского университета.
«Не твое дело. Молись»
До сих пор спорят, почему незадолго до смерти Гоголь сжег второй том поэмы «Мертвые души». По одной из версий, автор хотел создать нечто эпохальное, но был слишком придирчив к себе. Другие называют причиной глубокий душевный и даже духовный кризис, влияние окружения, людей, чьим мнением Николай Васильевич очень дорожил. В январе-феврале 1852 года в доме Толстого на Никитском бульваре гостил ржевский протоиерей отец Матфей - религиозный ригорист, считавший литературное творчество делом бесовским. «Отрекись от Пушкина!» - будто бы говорил он Гоголю, а прочитав черновик второго тома «Мертвых душ», строго осудил его. И это, возможно, оказалось причиной уничтожения рукописи писателем.
Как бы то ни было, в ночь с 11 на 12 февраля писатель попросил слугу принести портфель, где хранилась рукопись, достал бумаги и бросил в печь. На слабые попытки того возразить ответил: «Не твое дело. Молись». Утром он сказал Толстому, что не хотел сжигать все, но... Есть также мнение, что писатель жег какие-то ненужные бумаги, и рукопись попала в печь по ошибке, но это уж совсем невероятно. Несомненно одно: русская, да и мировая литература понесла большую и, увы, невосполнимую потерю.
С этого времени начался отсчет последних дней в жизни писателя, потрясенного тем, что сам сделал. Здоровье его, и так не слишком крепкое, было подорвано, а душевные переживания только усугубили это. Он начал строго поститься – почти ничего не ел, а потом совсем отказался от пищи. Уговоры друзей не дали результата: неделю спустя он уже не вставал с постели и вскоре умер. Гибель его любимого детища стала роковой для автора: словно, уничтожив поэму, он и сам жить не мог.
Известно, что замысел «Мертвых душ» подарил Гоголю Пушкин. Во время кишиневской ссылки Пушкин узнал, что в городе Бендеры за несколько лет не было зафиксировано ни одного смертного случая. Оказалось, что имена умерших присваивали беглым крестьянам, чтобы их узаконить. Из этой истории Гоголь сочинил сюжет своего романа, где Павел Чичиков скупал списками имена умерших крестьян, чтобы потом переселить этих несуществующих людей в реальные имения.
Учитель для многих
Несомненно, Николай Гоголь повлиял на всю последующую русскую литературу. В творчестве Достоевского и Толстого прослеживались гоголевские следы. Его влияние продолжилось и в ХХ веке - не только в фантастической линии в творчестве и в подражании ему. Гоголь сам стал литературным героем – например, у Хармса. Что уж говорить о Булгакове! Он продолжил мистическую линию Гоголя в своих произведениях, часто упоминал его как своего учителя и даже написал пьесу и киносценарий по «Мертвым душам». Пьеса была поставлена, а вот сценарий так и не был воплощен. Ну и, конечно, эпизод с сожжением романа в «Мастере и Маргарите» напрямую отсылает нас к гоголевской трагедии. Как и фраза «рукописи не горят». Вот только, если вспомнить, кто в романе ее произносит, то впору поставить здесь знак вопроса.
Любопытный факт. Гоголь был похоронен в Москве, в Даниловом монастыре. На могиле установили бронзовый крест, стоявший на черном надгробном камне, похожем на Голгофу. При Сталине Данилов монастырь прикрыли. Прах писателя перенесли на Новодевичье кладбище. В 1952-м, к столетию смерти, Гоголю поставили памятник от правительства Советского Союза. «Голгофу» с могилы убрали, крест отломали. Снятое надгробие хранилось в мастерских Новодевичьего кладбища, пока его не обнаружила вдова Михаила Булгакова Елена Сергеевна. Она выкупила камень, и теперь надгробие стоит на могиле Булгакова – мистическая связь между двумя писателями обрела зримые черты.
Елена СОМОВА