Дистанционное мошенничество становится все более серьезной проблемой: аферисты придумывают новые способы воровства денег у коломенцев. Казалось бы, о мошенниках, которые звонят от имени соцзащиты, банков, операторов сотовой связи, знают все, но, как говорится, и на старуху бывает проруха. Наглые манипуляторы продолжают выманивать у наивных людей деньги. Сообщения о вымогательствах регулярно поступают в коломенскую полицию. На какие уловки мошенников чаще всего попадаются горожане? Почему отдают незнакомцам сотни тысяч и даже миллионы рублей? Можно ли противостоять их гипнозу? Об этом поговорили с заместителем начальника следственного управления УМ МВД России по г. о. Коломна Ольгой Воронковой.
- Ольга Александровна, о том, как ловко работают телефонные мошенники, уже вроде много раз говорили. Неужели до сих пор находятся люди, которые верят обманщикам?
- К сожалению, это так. Преступный мир совершенствуется, со стороны мошенников выступают профессиональные и просто талантливые психологи, умеющие убеждать и оказывать давление. Если обратиться к статистике преступлений, совершаемых в городском округе, то на первом месте окажутся именно имущественные преступления - кражи и мошенничества, на втором месте – преступления, связанные с незаконным оборотом и сбытом наркотиков, и оставшуюся небольшую часть составляют экономические преступления. Чаще всего люди подвергаются именно телефонному мошенничеству. Жулики обычно выбирают именно этот способ, а пострадавшие ведутся на их уловки, хотя некоторые из них используются уже более десяти лет. Впрочем, в антирейтинге есть и новые виды махинаций с использованием чат-ботов, фишинговых сайтов или рассылок в мессенджерах.
- То есть хорошо известные способы обмана вроде «ваш родственник попал в беду» до сих пор работают?
- Да, более того, это по-прежнему один из самых распространенных видов мошенничеств, несмотря на то, что легенде уже много лет. Путем методичного обзвона стационарных телефонов (базы легко можно найти в интернете) мошенники находят пожилых людей и запугивают сказками о том, что их дочь, внук или подруга попали в беду. Как правило, сценарий один и тот же. Чаще всего рассказывают историю про ДТП. Озвучивают несколько версий. Самые ходовые - человек грубо нарушил ПДД, и чтобы замять дело, нужно срочно, прямо сейчас дать взятку сотрудникам правоохранительных органов (другие варианты - заплатить деньги жертве ДТП или его родственникам). К разговору незамедлительно подключается «следователь» или «врач», они говорят четко и уверенно. Напуганные пенсионеры готовы отдать любые деньги, лишь бы спасти сына или внучку от наказания. Используя легенду «родственник попал в ДТП», мошенникам удавалось похитить у доверчивых коломенцев от 100 тысяч рублей до одного миллиона рублей.
- Известны случаи, когда мошенники заставляют жертву брать банковские кредиты и даже продавать квартиры. Как они это делают?
- Как правило, все начинается с телефонного звонка якобы от сотрудников банков или полиции. Мол, я майор Петров, ваши деньги в опасности, на них покушаются мошенники, вы должны помочь нам в их поимке. Отчасти это правда - на ваши деньги покушаются мошенники, только они прячутся под маской того самого майора. Звучит наивно - какие спецоперации по поимке преступников по телефону?! Однако десятки коломенцев уже лишились после таких разговоров не только всех сбережений, но и квартир, а вдобавок набрали кредитов. Некоторых, особенно одиноких стариков, мошенники под видом полицейских разводят на протяжении нескольких дней, не давая опомниться. Часто злоумышленники звонят и представляются сотрудниками банка, уточняют, не оформлял ли гражданин сейчас потребительский кредит. В случае отрицательного ответа мошенники сообщают жертве, что неизвестные пытаются оформить заем на ее имя и надо срочно отменить заявку. Чтобы перехватить деньги перед уходом в другой банк, нужно оформить кредит на ту же сумму, после чего перевести заем на страховые ячейки. Напуганные люди верят мошенникам и оформляют кредиты через мобильные приложения. Далее потерпевшие по указанию «сотрудников банков» идут в банкомат и переводят им деньги. В нашей практике были случаи, когда коломенцы оформляли кредиты на суммы от 500 тысяч рублей до восьми миллионов.
- Приведите самый яркий пример из практики.
- В конце прошлого года мошенники похитили у 66-летней коломчанки свыше шести миллионов рублей. Женщине позвонил молодой человек, представившись сотрудником Центробанка, сообщил, что с ее счетов злоумышленники пытаются украсть деньги, и настоятельно рекомендовал перевести средства на безопасный счет. Она так и сделала, но на этом дело не закончилось. Мошенники продолжали звонить, нагнетать обстановку, запугивать, ссылаясь, на что идет следствие, а разглашение информации повлечет уголовную ответственность, под которую подпадет не только коломчанка, но и ее родственники. В течение двух недель мошенники выманили у коломчанки все накопления, загнали ее в долги и даже вынудили продать квартиру. Общий ущерб составил свыше шести миллионов рублей.
- Какие новые способы обмана осваивают мошенники?
- В настоящее время учащаются случаи, когда злоумышленники через мессенджер Telegram атакуют сотрудников предприятий, образовательных учреждений, притворяясь начальством. Мошенники создают аккаунты с именем и фотографией главы учреждения и пишут работникам, обращаясь к ним по имени и отчеству. Жулики стараются создать впечатление, что жертва неожиданно стала частью тайного плана, любые попытки отказаться от которого будут наказуемы. К примеру, начальник может попросить работника перевести средства на нужды учреждения с обещанием, что их обязательно вернут, оформить кредит или просто одолжить денег. Жертвы подобных махинаций боятся последствий, которые могут возникнуть при отказе от выполнения требований своего руководителя. Подобные схемы уже сработали с несколькими сотрудниками различных компаний, в том числе образовательного учреждения в Коломне.
- Поступают ли звонки из-за рубежа?
- Согласно ответам сотовых компаний, а также детализации телефонных переговоров потерпевших, бывают звонки из Украины и Канады.
- Сложность раскрытия данной категории уголовных дел заключается в том, что потерпевшие поздно обращаются в правоохранительные органы, удаляют со своих телефонов переписку с мошенниками, информацию о денежных переводах. К тому же при расследовании уголовного дела в сфере информационно-телекоммуникационных технологий следователь направляет в банковские организации запросы с требованием предоставить видеозаписи из банкоматов, сведения о принадлежности банковских счетов. В сотовые компании направляют запросы о предоставлении информации по подмене номера, с которого осуществлялись звонки потерпевшим и так далее. Как правило, указанные организации предоставляют ответы на запросы в течение 30 суток. За это время похищенные денежные средства мошенники уже реализуют. В поимке преступников помогают видеокамеры системы «Безопасный регион».
- Доходят ли уголовные дела до суда, какие приговоры и сроки получают злоумышленники?
- В основном оперативными сотрудниками в рамках сопровождения уголовных дел в сфере ИТТ устанавливаются лица, которые под легендой «родственник попал в ДТП» забирают у потерпевших принадлежащие им денежные средства. В зависимости от суммы причиненного материального ущерба действия обвиняемых квалифицируются по частям 2 - 4 ст. 159 УК РФ. Судьи выносят обвинительные приговоры к реальным срокам лишения свободы в зависимости от данных, характеризующих личность обвиняемых, от того, возместил ли обвиняемый причиненный материальный ущерб и так далее. Обычно суды выносят наказание до пяти лет лишения свободы. В прошлом году удалось задержать преступную группу телефонных мошенников, которые работали на территории сразу нескольких регионов - во Владимирской, Тульской, Тверской и Московской областей. В том числе мошенники орудовали в Коломне и Озерах. Они сообщали потерпевшим, что их близкие попали в беду, и требовали денег за улаживание конфликта. Уголовное дело рассматривалось нашим следственным управлением в течение года. На счету злоумышленников 32 доказанных эпизода преступной деятельности. Они похитили около девяти миллионов рублей. Сейчас дело направлено в суд.
- А вам звонят мошенники? Как вы себя ведете?
- Да, звонят и мне, и родственникам, и коллегам. Надо сказать, что мошенники очень навязчивые, наглые, они легко могут ввести человека в заблуждение, но при этом в общении допускают очевидные ошибки, что сразу их выдает. Например, злоумышленники неправильно представляются, называют неверную должность или название управления. Как только я им говорю, что сейчас приду в дежурную часть и выясню все обстоятельства произошедшего или позвоню в банк или родным, они пугаются.
- Что делать коломенцам, чтобы не стать жертвой мошенников? Может быть, перестать отвечать на телефонные звонки с неизвестных номеров?
- Чтобы не быть обманутым мошенниками, стоит помнить, что при поступлении звонков якобы от сотрудников правоохранительных органов, банковских организаций, которые сообщают информацию о том, что якобы в отношении потерпевших совершаются мошеннические действия либо родственники попали в ДТП, следует незамедлительно прекратить разговор, позвонить родственникам, а также в полицию, чтобы подтвердить либо опровергнуть данную информацию.
Ольга БАЛАШОВА
Фото: Елена СОМОВА/Медиахолдинг «ЯТЬ»