В конце октября 2023 года группа депутатов внесла в Госдуму законопроект о запрете для школьников пользоваться гаджетами на уроках. Сегодня закон об ограничении использования мобильных телефонов в школах был принят. Исключения на запрет пользования средствами связи составляют случаи, предусмотренные образовательной программой, а также возникновение угрозы жизни или здоровью учащихся, работников школы или иные экстренные случаи.
С тех пор, как у школьников начали массово появляться телефоны (а произошло это 15 лет назад, когда в школу ходили родители современных учеников), дискуссия – разрешить или запретить телефоны, возобновляется с завидной регулярностью. Многие родители чувствуют себя спокойно, когда ребенок все время на связи. Педагоги сетуют, что дети отвлекаются – теперь смотрят не только в окно, но и «тиктоки», «сторисы» и прочие «шортсы». И бумажными записочками давно уже никто не кидается, когда можно спокойно переписываться в мессенджерах. Впрочем, некоторые педагоги встраивают смартфоны в учебный процесс – например, предлагая детям во время урока быстро найти информацию в Сети. Поэтому разговор о запрете пользоваться телефонами во время урока и вне учебного процесса не теряет своей остроты. Насколько довольны все участники процесса?
Что думает директор?
Директор, в отличие от обычного учителя, смотрит на ситуацию шире и переживает не только за дисциплину в отдельно взятом классе, но и за обстановку в школе в целом.
Директор гимназии № 8 Светлана Сологуб:
«Сейчас использование телефонов в учебном процессе ограничено санитарными правилами. Есть ограничение по размеру экрана гаджета, который может использоваться в учебном процессе. Телефон точно не соответствует этим параметрам и не может использоваться на уроке. Он может быть использован ребенком для того, чтобы ознакомиться с расписанием в системе «Моя школа» - это удобно, но разрешено только на перемене. В крупных школах расписание может меняться в связи с болезнью учителя, заменой, проведением олимпиад, конкурсов и так далее, но в 90% случаев учащиеся используют смартфоны не для получения оперативной информации, а для развлечения. Тем более что в школах есть стенды – где-то даже электронные, где можно узнать всю информацию об изменениях. Получается, что телефон – это лишний раздражитель, и чем старше ребенок, тем больше соблазна.
Бороться с телефонами учителя научились давно: у нас есть четкая процедура написания проверочных работ, когда у детей на столе только листочек с заданием и ручка – ничего постороннего.
В идеале лучше, чтобы в школе у ребят не было ни телефонов, ни смарт-часов. Но сегодняшним школьникам жить в мире, где всего этого будет много, поэтому обращаться с ними надо уметь. Так что моя точка зрения в отношении гаджетов – не запретить, а научить правильно пользоваться (как информационными инструментами и средствами удаленного общения), но они не должны занимать весь досуг».
Мнение родителей
Алла, мама двух школьниц, 4 и 11 классов:
«Я только «за». Я вообще считаю, что детям пользоваться гаджетами неполезно. Ухудшается мыслительная деятельность, рассеивается внимание, ребенок только и ждет свободной минутки, чтобы залезть в свои «тиктоки»… Сейчас у старшей смартфон есть, но без интернета, а у младшей простой кнопочный телефон, но она им не пользуется. Как мы осуществляем контроль за перемещением ребенка вне дома? Как раньше делали – договариваемся, во сколько дочь должна быть дома и как может сообщить, если задерживается».
Михаил Иващенко:
«Однажды, когда мои дети еще учились в школе, как-то вечером мне понадобилось срочно связаться с дочерью. Она училась во вторую смену, возраст был такой, когда уже не встречают из школы, но все равно волнуются. Вечер, зима. Мне понадобилось уйти, и я хотел выяснить, есть ли у нее ключи.
Было это еще до смартфонов и мессенджеров, только кнопочный телефон. СМС дочь могла не прочитать, а ответ нужен был срочно. Осталось только звонить. Но дозвониться я не смог: услышав звонок, учительница отобрала у дочери телефон, несмотря на ее слова, что ей звонит папа. Я была расстроен – все же есть ситуации, когда родителю необходимо срочно связаться с ребенком, а все остальное не так важно. Могли бы попросить выйти в коридор, в конце концов. В проекте закона есть слова: «кроме случаев, когда есть угроза жизни и здоровью ребенка». А кто эти угрозы будет оценивать? Это большой вопрос».
Говорят коломенцы
Паша С.: «В некоторых школах (классах) сделали так: пришел, смарт выключил, сдал в коробку учителю, а после уроков забрал. Все гениальное просто».
Ольга Догадина: «Родители должны иметь возможность в любой момент связаться с ребенком, и ребенок в любой момент имеет право связаться с родителями. Ситуации бывают разные, телефон - это безопасность наших детей. Лучше бы обязали установить видеонаблюдение во всех классах со звуком».
Лилия П.: «Считаю, что на уроке телефон ребенку ни к чему. Он пришел учиться, вот пусть и учится. К тому же игры на уроке - это неуважение к учителю. На время урока телефоны можно сложить на стол учителю, а после занятий забрать обратно. Не вижу проблем».
Сегодня, 6 декабря, Госдума одобрила в третьем, окончательном чтении поправки в закон «Об образовании». Согласно им, на уроках будет запрещено использовать мобильные телефоны за исключением экстренных случаев.
Ася ЕМЕЛЬЯНОВА
Фото: Елена Сомова/Медиахолдинг «Ять»