Редко кто из пешеходов читал правила ПДД. Большинство действует интуитивно и считает, что пешеход всегда прав, особенно если перед ними «зебра». Только вот пешеходы забывают, что правила ПДД написаны кровью и придуманы не ради прихоти. Если вы не хотите пополнить печальную статистику ДТП, внимательно прочитайте эту статью и задумайтесь: вы все правильно делаете на дорогах?
Ошибка № 1
Если горит зеленый для пешехода или машины остановились на нерегулируемом переходе, можно смело идти, не глядя по сторонам, а то и уткнувшись в гаджет. А иногда и вообще шагнуть на переход, не глядя, пропускают ли машины, ведь они обязаны это сделать.
Уж сколько раз твердили миру, что, подходя к краю дороги, даже у «зебры» со светофором, нужно сначала убедиться, что машин нет. Но, судя по статистике ДТП, все не впрок: народ в массовом порядке идет через проезжую часть, не глядя по сторонам, будучи убежденным, что на «зебре» пешеходу обязаны уступить. Между тем водителю, даже если он соблюдает ПДД (а сколько автолюбителей их нарушают!) и едет не более 60 км/ч в городе, нужно как минимум увидеть пешехода, не говоря уж о том, чтобы успеть остановиться перед ним. К слову, соответствующий пункт ПДД гласит, что водитель обязан уступить дорогу пешеходу, «ступившему на проезжую часть», а не стоящему у ее края. Пешеход, согласно тем же Правилам, должен убедиться в безопасности своего маневра.
Что делать?
Помните, чему вас учили в школе: переходите дорогу только тогда, когда будете уверены, что вам действительно уступают.
Ошибка № 2
Загорелся зеленый свет – можно идти.
Эту прописную истину нам твердят даже не со школьной скамьи, а с детского сада. К сожалению, ступив на проезжую часть, едва только включится разрешающий сигнал, можно тут же увеличить статистику смертей на дороге, поскольку слишком многие водители любят «пролетать» не только перекрестки, но и переходы почти на красный, завершая маневр, когда для пешеходов он уже зеленый. И для первых, и для вторых в этой ситуации значение имеют доли секунды.
Что делать?
Прежде чем переходить дорогу, даже если светофор уже разрешает, убедитесь, что все машины действительно остановились перед стоп-линией.
Ошибка № 3
В ожидании автобуса можно встать поближе к обочине, чтобы первым заскочить в салон.
Все чаще возникают ситуации, когда автомобиль или мотоцикл на всей скорости вылетают на остановку, сбивая людей. Причем такой случай может произойти где угодно, как в густонаселенных городах, так и небольших населенных пунктах.
Что делать?
Не стойте у края проезжей части, лучше отойдите вглубь тротуара. От того, что будете высматривать, не показался ли вдали автобус нужного маршрута, быстрее он не придет. Да, теоретическая вероятность попасть в такое ДТП мала, но лучше не испытывать судьбу.
Ошибка № 4
Если пешеходный переход хорошо освещен, значит, он безопасен.
Так думают многие, смело шагая из тьмы тротуара на освещенную проезжую часть, и там попадают под колеса не успевающего затормозить авто. В чем дело? Из темноты (а тротуары наши часто погружены во мрак) хорошо видна дорога, а вот автомобилист совсем не видит того, кто стоит во тьме. И даже заметив шагнувшего прямо под колеса человека, водитель хотя и жмет на тормоза, но не успевает - машине нужно не менее десятка метров, чтобы остановиться.
Что делать?
Выйдите на начало перехода, встаньте там, где светло, чтобы водитель вас увидел, и когда заметите, что авто тормозит полностью, переходите. Выбирайте демисезонную одежду светлых оттенков, повесьте светоотражающие элементы на рюкзак и куртку.
В темное время суток водитель способен различить пешехода без светоотражающих элементов на расстоянии 25 - 50 м. Наличие световозвращателей увеличивает это расстояние от 150 до 200 м в ближнем свете фар и до 350 м - в дальнем. Этого достаточно, чтобы успеть затормозить.
Ошибка № 5
Чтобы прогулка по городу стала веселей, нужно воткнуть в уши «бананы».
Нет, нет и еще раз нет! Наушники – основная причина массовой гибели людей на железной дороге, а также на автотрассах. Пешеходы, идущие по городу в наушниках, просто не слышат, что к ним приближается машина. Более того, подростки с «бананами» в ушах часто даже не обращают внимания на то, что им сигналят.
Что делать?
Откажитесь от вредной привычки слушать музыку на ходу. Если вам уж очень хочется послушать любимую мелодию или аудиокнижку, пользуйтесь либо одним наушником, либо уменьшайте громкость (а собираясь перейти дорогу, и вовсе выньте из ушей «бананы») - целее будете!
«Наезды на пешеходов остаются одним из самых распространенных видов ДТП - на них приходится около трети всех аварий. При этом каждый третий наезд происходит из-за безответственного поведения самих пешеходов. Под ним следует понимать не только прямые нарушения ПДД: переход на запрещающий сигнал светофора или выход на проезжую часть в неположенном месте, но и пренебрежение рекомендуемыми правилами безопасности: отсутствие световозвращающих элементов на одежде, зонты и капюшоны, препятствующие обзору проезжей части», - отмечают в Госавтоинспекции.
Правила дорожного движения для пешеходов
ПДД РФ, 4. Обязанности пешеходов
4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.
4.6. Выйдя на проезжую часть (трамвайные пути), пешеходы не должны задерживаться или останавливаться.
Будьте внимательны на дороге и берегите себя!
Ольга СЕРГЕЕВА
Фото: Александр ВИТИН/Медиахолдинг «ЯТЬ»