Декабрь 2022 года выдался очень снежным, однако к Новому году пришла оттепель, все быстро начало таять, потом опять ударили морозы. С тех пор больших снегопадов не было, а частые перепады температуры привели к тому, что снег очень уплотнился, а на дорогах и тротуарах там, где его вовремя не почистили, укатанный колесами автомобилей и утоптанный ногами, он превратился в гладкий лед. Состояние коломенских дворов (впрочем, не только коломенских) – яркая иллюстрация выражения «ни пройти, ни проехать». То, что сфотографировали мы и прислали наши читатели, это лишь малая часть. Такую печальную картину можно наблюдать повсеместно.
Что такое гололедица
Гололедицей (не путать с гололедом) называют ледяную корку, которая образуется на поверхности земли из-за перепадов температур. Либо прошел дождь, потом было резкое понижение температуры, и вода замерзла, либо выпал снег, подтаял и снова замерз. Иногда дождь замерзает уже в процессе выпадения – такие осадки называют ледяным дождем. В первой половине зимы мы наблюдали весь спектр этих погодных явлений, неудивительно, что гололедица образовалась практически везде, а ведь она представляет опасность для всех участников движения – и пешеходов, и водителей. Посыпание песком мало помогает. В сильный мороз песок не примерзает ко льду, если только не смешан с солью. Под подошвами обуви он легко съезжает, мы скользим и падаем, но уже не на чистый лед, а в грязь. Специальные реагенты у нас применяются ограниченно из-за их высокой стоимости, дешевые разъедают обувь и покрышки автомобилей, а песок на подошвах попадает в помещения, доставляя немало хлопот с уборкой.
Особенно опасна гололедица на ступеньках, где вероятность получить травму многократно повышается.
Автомобили застревают во дворах
Для машин гололедица не менее опасна, и в полной мере мы ощутили это нынешней зимой. Глубокие колеи во дворах затрудняют проезд, автомобили цепляют за лед днищем, а из-за неровностей их порой так бросает в стороны, что можно легко столкнуться с едущими навстречу или припаркованными машинами. Если во время снегопадов часто возникала угроза заноса из-за плохого сцепления с дорожным покрытием, то сейчас такую же опасность представляют участки льда вблизи обочин. И его не всегда можно распознать: со временем лед потемнел и практически слился с асфальтом. Машины на льду часто буксуют, застревают в ямах, парковка затруднена из-за тех же ледяных бугров. Иногда заносы с причинением ущерба возникают на совсем небольшой скорости.
А что снег?
Если в декабре Подмосковье буквально завалило снегом, то после продолжительной новогодней оттепели словно и не было этих снегопадов. Правда, после чистки дворов и улиц трактором остались большие снежные кучи, которые порой затрудняют водителям обзор при выезде, но с оттепелью они осели, а потом их потихоньку начали вывозить, но не отовсюду. То ли забыли про снежные горы, то ли специально сохранили на память о снежном декабре. Куча снега в Голутвине мешает автомобилистам видеть друг друга, еще одна гора снега возле поликлиники № 2 в Колычеве вроде ничего не загораживает, но явно мешает пешеходам. К тому же, если с этих гор вздумают кататься дети (конечно, вряд ли, но вдруг?), попадут под колеса и получат травму, ответственность будет на тех, кто вовремя не убрал снег.
Кто виноват и что делать
Очевидно, виноват тот, кто отвечает за состояние улиц, дорог, тротуаров, и в каждом случае это разные организации. В этом году большинство из них со своей задачей не справились. Нельзя, конечно, отрицать, что сочетание погодных условий сыграло роковую роль. Однако если бы снег чистили вовремя, а не надеялись сначала на то, что растает, а потом на то, что лед присыплет свежим снежком, как было в другие зимы, такой коллапс не случился бы. Сейчас выход только один: скалывать лед или топить его сильными реагентами, в идеале до асфальта, но слой слишком толстый. По крайней мере, можно попытаться сровнять бугры и колеи, чтобы пешеходы могли ходить, не падая и не ломая руки и ноги, а машины могли бы безопасно ездить.
А как у них ?
Всего 8% стран в мире знакомы с настоящей зимой. За годы там разработаны способы борьбы с гололедицей. Самый универсальный (его применяют и в Скандинавии, и в Канаде) – вовремя чистить снег на дорогах и тротуарах до асфальта. Вместо агрессивной поваренной соли в мире применяют специальные химические реагенты. Они стоят дороже, но не вредят обуви людей и лапам животных, не разрушают дорожное покрытие и коммуникации.
Песок тоже применяется – его смешивают с горячей водой. Специальная техника разбрызгивает эту смесь по дорогам и тротуарам, кипяток растапливает лед, а потом он опять застывает, но уже в смеси с песком, создавая шероховатое покрытие. Метод получил имя Торгейра Ваа, который его и придумал. Он из Швеции, а в этой стране очень трепетно относятся к здоровью и безопасности жителей. Хорошо бы и нам перенять такое отношение к своим гражданам. Ну, а пока, если вы сегодня добрались до работы или дома, ни разу не поскользнувшись, примите наши искренние поздравления.
Фото: Александр Витин, соцсети