Конструктивизм – направление в искусстве, в том числе и в архитектуре, зародившееся в начале ХХ века в России и продолжавшее активно развиваться в СССР до середины 1930-х годов.
Большинство из тех, кто примкнул к течению конструктивистов, призывало художников «сознательно творить полезные вещи» и мечтало о новом гармоничном человеке, который живет в благоустроенном городе и пользуется удобными вещами.
В 1930-е годы в Коломне было построено полтора десятка объектов в стиле конструктивизма: Госбанк, Центральная больница, банно-прачечный комбинат, фабрика-кухня, учебный комбинат, рабочий клуб, профилакторий, Дворец культуры, школа, две пожарные станции и целый рабочий поселок. В настоящее время некоторые из них имеют статус объекта культурного наследия, однако это, увы, не спасает ни от разрушения, ни от варварской реставрации. В нашей рубрике «Утраченная Коломна» мы рассказываем о памятниках конструктивизма с самой грустной судьбой.
ДК «Тепловозостроитель» (Дворец культуры завода им. В.В. Куйбышева)
Дворец культуры был построен в 1934 году по проекту известных московских архитекторов – Якова Корнфельда и Михаила Синявского (между прочим, автора проекта Московского планетария) по инициативе руководства Коломенского машиностроительного завода. Это было двухэтажное здание с двумя зрительными залами по 400 мест, библиотекой, читальней, спортивным залом и отдельными комнатами для всевозможных кружков.
Замечательным было сочетание узкого вертикального окна и полукруглого балкона на фасаде. Проект тогда очень понравился, он даже использовался в качестве типового в разных городах страны. Главная особенность – наличие зала с местами, расположенными амфитеатром, механизированная сцена, объединение сцены и зала. Впрочем, все это сохранилось только на старых фотографиях и в воспоминаниях современников: в 1952 году зал был реконструирован в духе сталинского ампира и перестал сочетаться с остальным зданием в стиле конструктивизма.
Еще одна утрата случилась совсем недавно: в ходе капитального ремонта в 2018 – 2020 годах был уничтожен балкон, и оригинальная композиция фасада оказалась нарушена.
Егор Егорычев, архитектор:
«Памятники коломенского конструктивизма – это широчайшая типология зданий: госбанк, школа, учебный комбинат, рабочий клуб, Дворец культуры, многоквартирные жилые дома, один из корпусов Коломзавода... Активное строительство в 1920 - 30-е годы резко изменило жизнь и быт советского человека, достаточно лишь посмотреть на названия объектов, и многое станет понятным. Эти здания – целый пласт истории и культуры, правда, не такой растиражированный, как, например, XVIII-XIX век. Поэтому я очень надеюсь, что коломенцы обратят внимание на их историческую и художественную ценность и перестанут уничтожать собственное наследие».
Хирургический корпус Коломенской областной больницы
В 1937 году рядом с Коломенским диспансером (ныне известным как поликлиника № 1) открылся хирургический корпус на 200 мест: трехэтажное здание с полукруглым остекленным эркером-лестницей – довольно частый прием в конструктивизме.
Но к этому времени конструктивизм уже впал в немилость: на смену ему победно шествовал сталинский ампир, знаменовавший поворот от новизны во всем к тотальному консерватизму. Дань новому фавориту – ампирному стилю – декоративные элементы на фасадах здания: карнизы и ребристые, с каннелюрами простенки между окнами второго и третьего этажей.
В 2021 году при проведении капитального ремонта старый хирургический корпус лишили всех декоративных элементов. Его фасад надстроен, оригинальные окна утрачены. В результате еще одно здание в стиле конструктивизм оказалось утраченным.
Банно-прачечный комбинат
После революции понятие «общественная баня» претерпело существенные изменения. Советская баня должна была ассоциироваться с символом нового быта и нового человека.
Здание Коломенского банно-прачечного комбината построено по проекту А. Васильева и Л. Пономаревой, учеников известных архитекторов-конструктивистов Леонида и Виктора Весниных и Моисея Гинзбурга.
В плане оно имеет Г-образную форму и состоит из двух корпусов, соединенных полуцилиндрическим объемом, в котором помещается лестница на углу Молочной площади. Одноэтажный корпус с механической прачечной расположен на улице Уманской, перпендикулярно ему – двухэтажный корпус бань. В глубине участка был бассейн: низкая прямоугольная постройка с пятиэтажной башней-котельной.
Полуцилиндр основного здания несет в себе множество замечательных элементов конструктивизма: панорамные окна, плоский полукруглый козырек, прямоугольный аттик над скатной кровлей.
Увы, реконструкция, «бессмысленная и беспощадная», добралась и сюда: несколько лет назад снесли бассейн, уничтожили интерьеры, сильно исказили и упростили фасады банного корпуса… И это при том, что банно-прачечный комбинат имеет официальный статус объекта культурного наследия.
Госбанк
Еще один объект культурного наследия, при взгляде на который сердце обливается кровью, – здание Госбанка на улице Октябрьской Революции. Строилось оно, вероятнее всего, в две очереди: в 1931 году появилась правая часть с уже хорошо знакомыми нам полуцилиндрическим объемом и вертикальными окнами, а в 1938 году к нему пристроено левое крыло с большими прямоугольными окнами и пилястрами по фасаду.
Судя по архивным фотографиям, изначально крыша Госбанка выглядела по-другому: не было карнизных свесов, и возникало ощущение, что она плоская. В остальном здание неплохо сохранилось благодаря тому, что реконструкции поздних лет как-то обошли его стороной. Но с тех пор, как выехал расчетно-кассовый центр, который был здесь в последние годы, здание стоит пустым и никем не охраняется. Объект культурного наследия и памятник конструктивизма стал пристанищем людей с антисоциальным поведением и медленно, но верно разрушается.
Пожарная часть
Точный год постройки пожарной части в Щурове нам неизвестен, но это тоже 30-е годы. Здание включало в себя гараж и каланчу — дозорную башню, с которой дежурные обозревали окрестности.
Постройка интересна своей асимметричной композицией и консольными пластинами балконов. Стоит отметить удачную, прямо в духе супрематизма покраску фасадов в серо-желтой гамме, явно не имеющую никакого отношения к первоначальному проекту. После того как пожарная часть выехала отсюда, здание вплоть до последнего времени использовалось в качестве гаража. Но в конце 2019 года владельцы цементного завода снесли его в один день. Так погиб памятник коломенского конструктивизма, правда, никем не признанный.
При подготовке были использованы исследовательские материалы
Евгении Стахановой и Егора Егорычева
Фото: Наталья Меликова