11:30
пятница, 19 апреля
2022-11-17T17:22:00.000Z
https://kolomna-spravka.ru/news/45371
https://kolomna-spravka.ru//
ООО Медиахолдинг Ять
https://kolomna-spravka.ru/design/images/logos/logo.png
140410, г. Коломна, ул. Фрунзе, д. 46, 3 этаж, офис 273
+74966124009
17-11-2022 17:22 2854

«Ругается, как сапожник»: почему дети матерятся и как это прекратить

Старшее поколение помнит времена, когда материться в общественном месте, тем более при женщине или ребенке, было просто немыслимо. А если грубое выражение вырывалось из уст несовершеннолетнего, любой взрослый мог наградить наглеца крепким подзатыльником. Сегодня брань - привычный фон городских улиц. Да что там улиц, мат звучит на переменах в школах и даже в группах детского сада. Разбираемся, почему дети сквернословят и как их от этого отучить.

В начале октября в топ новостей попал инцидент, произошедший в одной из кубанских школ. В Интернете распространилась запись, на которой педагог моет мылом рот школьнику. Так педагог боролась со сквернословием ученика. 71-летняя учительница русского языка услышала мат в коридоре. Выяснив, кто этот юный сквернослов, она в присутствии других учеников решила рассказать ему историю о писателе Хемингуэе, которого за нецензурные слова мать заставляла мыть рот с мылом. В шуточной форме учитель предложила ученику сделать то же самое, и тот согласился.

Вполне ожидаемо, что за советские методы воспитания 71-летняя учительница русского языка и литературы поплатилась, причем вместе с директором - оба были уволены. Родители ребенка просили не возбуждать уголовное дело в отношении педагога, но сотрудники прокуратуры в этом вопросе заняли иную позицию: в отношении учительницы решается вопрос о возбуждении уголовного дела по статье 156 УК РФ («Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего»). В данном конфликте правоохранители усмотрели проявление непедагогических мер воздействия. Интересно, как оценили бы сотрудники надзорного ведомства методы классика советской педагогики Антона Макаренко, который тоже особо не церемонился с трудными подростками? Или, может быть, хамское отношение ученика к педагогу - это норма? К тому же публичное употребление нецензурных выражений приравнивается к мелкому хулиганству, и за мат можно понести административное наказание… Но в этом случае, конечно, виноват только учитель.

К сожалению, с тех пор, как в законе «Об образовании» появился термин «образовательная услуга», права педагогов отошли на второй план. В любом конфликте закон встает на защиту детей - трогать их нельзя, повышать голос нельзя, мобильники отнимать нельзя, выгонять за дверь тоже. Чуть что не так, к директору с жалобами бегут родители. Можно ли в условиях вседозволенности, которые созданы для детей в современной школе, говорить об эффективности воспитания, вопрос спорный.

КСТАТИ! Сквернословие - отражение нашего внутреннего духовного и нравственного состояния. По словарю Даля, скверна - это «все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление».

Если «подцепил» в садике

Проблемой матерщины в детсадах и школах всерьез озабочены учителя и психологи. Смешение социокультурных слоев привело к тому, что нецензурную брань сегодня используют в абсолютно разных слоях общества. В итоге ругательства появляются и в детской речи. Реакция взрослого на детский мат напрямую должна зависеть от возраста ребенка. Если малыш лет трех-четырех принес с улицы или из детсада плохое слово, самое разумное - не заметить. Если не будет реакции, слово не зафиксируется в памяти.

В четыре - шесть лет дети используют плохие слова более осознанно. К пяти годам они отличают плохое от хорошего и мат используют в зависимости от реакции взрослого на этот факт. В младшем школьном возрасте посредством мата обычно выражается протест и отстаивание своей «взрослости».

«Я уже взрослый!»

В 12 - 14 лет и более старшем возрасте подростки самоутверждаются. Они хотят быть взрослыми, сильными, независимыми, а нецензурная лексика, по их мнению, отличный способ стать такими. Используя нецензурную брань, подростки доказывают, что они крутые. На самом деле крепкое словцо — это не самое худшее по сравнению с алкоголем или табаком. Пушкин, Есенин и другие поэты в этом возрасте писали матерные и не очень  приличные стихи. Художники рисуют эротические картины. Потом все успокаиваются, взрослеют и понимают, как глупо доказывать окружающим свою «взрослость». То есть этот период нужно просто пережить. Конечно, брань не стоит поощрять, нужно обязательно поговорить с подростком. Но есть и другая причина употребления мата - бедный словарный запас, неумение выражать свои эмоции красивыми словами. А возможно, что ребенок таким образом снимает внутреннее напряжение от непонимания в семье, после ссор с друзьями или из-за плохих оценок в школе.

Елена Белоус, заведующая кафедрой психологического и социально-педагогического образования ГСГУ:

«Если родители ругаются матом, скорее всего, и ребенок будет им подражать. В этом случае переучивать подростка крайне сложно. Если же в семье не ругаются, то причиной может быть желание подростка выделиться, показать свою взрослость, или ребенок попросту не умеет передать словами то, что чувствует и переживает. Скорее всего, он мало читает и вокруг него мало детей, которые говорят полными предложениями и могут показать достойный пример. Что можно сделать? Обратиться к чувствам ребенка - например, так: «Я понимаю, что ты сейчас очень расстроен. Расскажи, что случилось, что вызвало у тебя такие эмоции?» Так мы учим ребенка распознавать свои эмоции и описывать их на вполне цензурном языке. Еще одна реакция может быть с некоторой долей сарказма. Например: «Ты уверен, что только так я пойму, что ты хотел сказать?» Родитель может наказать своего ребенка за брань, изменив отношение к нему. Например, сказать: «Я не хочу с тобой разговаривать, потому что ты ведешь себя недостойно», «Ты сегодня готовишь кушать себе сам», «Тебе нужна помощь с уроками? Но ты же такой взрослый, делай сам». Ребенок должен почувствовать, что за использование матерных слов последует реакция от родителей».

Как отучить ребенка материться

Как говорится, воспитывать надо, пока чадо лежит поперек лавки. С молодыми людьми в середине второго десятка жизни работать придется уже системно.

1. Можно заинтересовать подростка наукой о ненормативной лексике. Ведь когда мы знаем о каком-то явлении много, оно перестает действовать на автоматическом ипримитивном уровне. Возникает ситуация: «Эти слова можно знать, но необязательно их применять».

2. Важно укреплять личность молодого человека, помогать ему развиваться.

3. В общении важно подчеркнуть взросление подростка, его большую ответственность, силы и способности. На этом фоне стоит задать эстетический критерий: «Некрасиво сквернословить, у тебя достаточно возможностей и без этого чувствовать себя нормально». Наши речь и мышление связаны, и если мы огрубляем свой язык, то огрубляем всю эмоционально-интеллектуальную сферу личности.

Школьные учителя тоже имеют в своей копилке разные приемы: дают ученикам за матзадания, например, придумать десять литературных синонимов за одно ругательство, а если нарушений несколько, то будь добр, пиши эссе, иначе «двойка». Это тоже приносит свои плоды.

Надежда Мозголова, учитель русского языка и литературы школы № 10:

«Некоторые дети просто разговаривают на матерном языке. Все потому, что мат льется из речи родителей. Причем для детей из семей, где мат - обычное средство общения, настолько привычно использовать ненормативную лексику, что они искренне не понимают, что делают что-то не так. Эта проблема школой почти нерешаема. Но есть другая часть детей, которая отдает себе отчет, где можно, а где нельзя ругаться матом. Эти дети умеют сдерживаться. У учителей сейчас осталось мало инструментов для борьбы со сквернословием - это убеждение, личный пример и юмор, доходящий до сарказма. Приведу пример из практики: я захожу в кабинет и каждый раз рискую услышать неприличные выражения. На замечания дети мне отвечают: «Ну вы же внезапно вошли!». Тогда я стала каждый раз стучаться в дверь, прежде чем войти в класс. Сначала было смешно, а потом дети привыкли. На родительском собрании я рассказала об этом родителям, и они стали использовать мою методику дома - стучались, прежде чем зайти в комнату к ребенку. И знаете, эффект был. Дети поняли, что семья и школа заодно. Когда мат несется отовсюду - из Интернета, с экранов телевизора, из песен, этому сложно противостоять. Для начала надо добиться хотя бы того, чтобы дети четко понимали, где можно ругаться, а где нельзя».

P. S. Самая действенная защита от нецензурных ругательств для наших детей - не материться самим. Лучшая педагогика - личный пример.

 
Нам интересно Ваше мнение о материале
13
4
14
« Ноябрь, 2022 г »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
Должны ли, по вашему мнению, родители принимать участие в решении жилищного вопроса детей?
Всего голосов: 226
Да, бесспорно, должны помочь приобрести или купить
17.3% (39)
Нет, родители ничего детям не должны
6.2% (14)
Если есть финансовая возможность, почему бы и нет
75.7% (171)