Откуда пошла Коломна
Происхождение названия нашего города издавна волновало и коломенцев, и сторонних исследователей, и ученых. Есть несколько вполне научных версий, выводящих название города и реки Коломенки, на берегах которой он возник, от финских корней (потому что финно-угры были здесь раньше славян): «коломно» - «болото, топкое место», «колм» - могила, погребение. И то, и другое вполне могло иметь место. Обычно считают, что изначально так была названа река (Коломна или Коломенка), а уж от нее получил название и город, как часто бывало в древности. Один из лингвистов прошлого выводил название также от финского «кол» (рыба) + «ва» (река) – рыбная река. «Колва» потом стала произноситься как «Коломна», а уж по ней и назвался город. Позднее, чтобы избежать путаницы, реку начали называть Коломенкой.
В XVIII веке итальянец Санти, рисуя герб города Коломны, вывел его название от знакомого ему слова columna - «столб, колонна». И даже придумал историю, что основал город некий итальянец с такой фамилией. Сегодня это кажется забавным, однако та самая колонна до сих пор красуется на коломенском гербе.
Народная версия: мол, сначала возле реки возник рынок (менок), вот и стала она называться коло (около) менка – Коломенка.
Еще одна, не менее народная, но очень уж драматичная версия описана Н.П. Гиляровым-Платоновым в его автобиографической книге «Из пережитого»: как рассказывали старушки, проходил мимо нашего города Сергий Радонежский да жаловался на местных жителей: «Попросил я водицы испить, а они колом мя...» Правда, как именовался город до этого знаменательного события, рассказчики не уточняли.
Впрочем, даже эта версия не лишена исторического основания: Сергий Радонежский бывал в наших краях по крайней мере единожды – около 1385 года, когда ходил мирить московского и рязанского князей Дмитрия и Олега и когда основал Старо-Голутвин монастырь, прислав игуменом своего монаха Григория. Коломенцы в те времена славились сварливостью, но чтобы «игумена земли Русской» колом – это уж чересчур…
Подземный ход
Каменный Коломенский кремль был, как известно, построен в 1531 году. До сего дня сохранилась легенда, будто бы существовал некий тайный подземный ход, который вел из кремля за Москву-реку, аж в Бобренев монастырь. Опустим те фантастические подробности, что иногда к этому прибавляют – они уж точно не имеют оснований. Однако находились «свидетели», которые якобы своими глазами видели этот подземный ход и даже пробирались по нему, но на полпути к монастырю он оказывался безнадежно завален.
Тайницкая башня Устройство Тайника
Стоит вспомнить, что путь от кремлевских стен к Бобреневу монастырю перерезан Москвой-рекой. Поскольку строить «метро» в XVI веке еще не умели, надеяться, что у кого-то хватило бы безумия начать копать подземный ход в сторону реки, не приходится.
Однако и эта легенда имеет под собой основания, и ключом к ним стало сооружение, само название которого имеет родство с тайной. Тайницкая башня Коломенского кремля стояла на берегу Москвы-реки напротив Соборной площади. До наших дней она не сохранилась, обветшала и разрушилась еще в конце XVIII века, но остались письменные свидетельства XVI века. Эта башня неспроста так называлась: у нее имелся тайник, небольшой «аппендикс» - ответвление высотой ниже прочих стен, что вело прямо к Москве-реке. О назначении тайника нетрудно догадаться: в случае осады здесь можно было незаметно спуститься к реке набрать воды, а при необходимости и бежать водным путем (если, конечно, удалось бы послать весточку на волю, чтобы приготовили лодку для побега). Кстати, расположение башни было не случайным, а, если верить историкам, как раз рядом с княжеским дворцом, что очень согласуется со всеми ее функциями.
Удалось ли хоть раз воспользоваться тайником по прямому назначению – так и осталось тайной, но, видимо, в XIX веке остатки разрушенного каменного хода к воде и породили легенды, одна фантастичнее другой.
Церковь, ушедшая под землю
Сказания о церквах, монастырях и даже целых городах, ушедших под землю, дабы избежать «басурманского осквернения», начали распространяться во время монгольского ига. Был свой «град Китеж» и в Коломне. С незапамятных времен рассказывали о церкви, ушедшей под землю вместе с молящимися, когда монгольское войско прорвало оборону деревянного Коломенского кремля и хлынуло внутрь. Чудо случилось по молитве горожан, что собрались в церкви и истово молились, чтобы Господь пощадил храм от осквернения.
В старину говорили, что, приложив ухо к земле в определенном месте, можно расслышать звон колоколов и отдаленное пение – ход подземной литургии, не прерываясь, теперь длится вечно…
Вот только место, где стояла эта церковь, указывают по-разному: кто говорит об Оленьем Вражке (это в нынешних Запрудах), а кто указывает на площадку за алтарем Крестовоздвиженской церкви в кремле. В не столь далекие времена, говорят, за церковным алтарем после дождя всегда собиралась большая лужа, вода из которой считалась целебной; местные жительницы даже специально приводили детей, чтобы они могли постоять в «чудесной» водичке.
Марина, да не та
Когда говорят о коломенских легендах, первое, что приходит на ум, – легенда о Марине Мнишек. Ее прекрасно знает каждый житель города, кажется, чуть ли не с рождения. В Смутное время правила в Коломне польская авантюристка Марина вместе со своим мужем Иваном Заруцким, а потом поймали ее и заточили в самую высокую башню. Но коварная Маринка была, безусловно, ведьмой, поэтому по ночам обращалась в ворону (или сороку), летала всю ночь на воле, а с пением петухов, как положено, должна была вернуться в свое тело. Прознали о том горожане, позвали попа. Ночью он освятил стены башни, и душа неприкаянной Марины с тех пор с громкими криками летает вокруг и никак не может успокоиться.
Более сдержанная версия легенды гласит: «умерла от тоски по родине». А тучи ворон и до сего дня можно видеть над Коломенской (Маринкиной) башней.
Правда в том, что судьба Марины Мнишек действительно была незавидной, а уж как она умерла – в тоске по родине, или же ей помогли долго не мучиться, мы не знаем, но вряд ли это могло произойти в Коломне. Скорее всего, предки наши, обиженные на Маринку, выдумали эту легенду из мстительного чувства – им хотелось, чтобы разорительница нашего города нашла свою погибель именно здесь.
Историю с чудесным превращением в ворону и вовсе придумал писатель Борис Пильняк менее ста лет назад – она впервые описана в романе «Волга впадает в Каспийское море».
В XVIII веке в Коломне описана история про некую местную жительницу. Была она женщиной непотребного поведения, пьяницей и, видимо, еще как-то «отличилась», посадили ее в башню кремля: не в Коломенскую, конечно, а в небольшую – эти башенки в монастырских оградах стоят до сих пор. Места там мало, может поместиться только один человек. Сидела в башне эта женщина и через решетчатое окошко ругала всех проходящих последними словами. От усердия голос ее охрип и стал походить на воронье карканье. Этот образ, видимо, как-то смешался с образом «великой обидчицы» Марины, хотя при жизни у них не было ничего общего. Это и породило ту легенду, которую окончательно оформил и рассказал нам Борис Пильняк.