01:52
среда, 24 апреля
2022-09-01T10:00:00.000Z
https://kolomna-spravka.ru/news/44691
https://kolomna-spravka.ru//
ООО Медиахолдинг Ять
https://kolomna-spravka.ru/design/images/logos/logo.png
140410, г. Коломна, ул. Фрунзе, д. 46, 3 этаж, офис 273
+74966124009
01-09-2022 10:00 4542

Такие разные первоклассники: чем отличалась жизнь школьника разных эпох

Сегодня вновь звенят школьные звонки. Для кого-то в очередной раз, а для кого и в первый. «Первый раз в первый класс» бывает один раз в жизни каждого человека, но неизменно повторяется из года в год десятки лет. Мы сравнили, как это происходило у маленьких школьников разных эпох. Жизнь школьника 1900-х и 1940-х годов разительно отличалась от современной.

В повести Валентина Катаева «Белеет парус одинокий» встречается описание типичного первоклассника начала ХХ века: 

«Наступила осень. Петя уже ходил в гимназию. Из большого загорелого мальчика с длинными ногами в фильдекосовых чулках он, надев форму, превратился в маленького, выстриженного под нуль, лопоухого приготовишку, на гимназическом языке – «мартыхана».

Гимназист

Длинные суконные брюки и форменная курточка, купленные за тридцать шесть рублей в конфекционе готового платья Ландесмана, сидели мешковато, очень неудобно.

Грубый воротник натирал нежную шею, привыкшую к свободному вырезу матроски.

Даже пояс, настоящий гимназический пояс с мельхиоровой бляхой, о котором больше всего после фуражки мечтал Петя, не оправдал ожиданий. Он все время лез под мышки, бляха съезжала набок, языком висел свободный конец ремня.

Не придавая фигуре ничего мужественного – на что сильно рассчитывал мальчик, - пояс оказался лишь постоянным источником унизительных хлопот, вызывавших неуместные насмешки взрослых».

В начале ХХ века – времени, когда происходит действие повести В. Катаева, возможности обучаться не были одинаковы для всех детей. Крестьянские ребятишки обучались в церковно-приходских или земских школах. Там учили от года до трех лет, давая начальное (или, как тогда говорили, низшее) образование. Изучали грамоту, Закон Божий, арифметику, церковное чтение и пение. Дети из более высоких сословий получали начальное образование, как правило, дома – с помощью нанятых учителей. В культурных, но небогатых семьях родители могли учить детей сами. Из повести Катаева мы можем заключить, что Петя пошел в «приготовительный» (т. е. подготовительный) класс гимназии, уже умея читать и писать – таковы были требования. Обучение было раздельным – существовали гимназии мужские и женские. Гимназии считались привилегированными учебными заведениями, доступ в них ученикам из низших сословий и некоторых вероисповеданий периодически запрещался, а уже поступившие изгонялись. Но после Манифеста императора Николая II от 17 октября 1905 года подобные ограничения были окончательно сняты.

Гимназисты и гимназистки носили форму, причем обязаны были ходить в ней не только в школе, но и дома. Когда Петя впервые отправился за границу, родные долго ломали голову, во что одеть 14-летнего мальчика: взрослый костюм и детская матроска смотрелись одинаково нелепо.

И вот еще один небезынтересный портрет первоклассницы находим у Евгения Шварца в повести «Первоклассница»:

«Ясное осеннее утро. Маруся и мама шагают по двору. Семь подъездов выходят во двор. И на какой ни глянет Маруся – на первый ли, на седьмой ли, – отовсюду выбегают мальчики и девочки. За маленькими едва поспевают провожатые. Старшие идут по двое, по трое – успели уже подружиться в школе.

Вот промелькнул знакомый мальчик. Кажется, это Сережа. Но как он изменился! Он в длинных штанах. Ранец за плечами, волосы подстрижены. Он тоже идет рядом с мамой.

Маруся и мама идут по улице. Они проходят мимо репродуктора. Замолкает веселая музыка. Репродуктор говорит громко:

– Поздравляем советских школьников с началом учебного года.

– Спасибо! – отвечает Маруся репродуктору серьезно и торжественно.

Маруся и мама входят в школу. Как тут много народу сегодня, как шумно! Над лестницей висит большой плакат: «ПРИВЕТ ПЕРВОКЛАССНИЦАМ!»

Мама читает Марусе этот плакат вслух.

Учительницы и пионервожатые – девочки шестого и седьмого классов – встречают новеньких.

– Сюда, сюда! – говорит дежурная учительница Марусе. – Попрощайся с мамой, девочка. Мама зайдет за тобой в конце уроков».

Первоклассница

В повести рассказывается о советской первокласснице, по ней снят одноименный фильм. Действие происходит в первые послевоенные годы. Фильм, любимый многими, особенно людьми старшего поколения, уж очень идеализирует действительность того сурового времени, однако и оттуда мы можем многое узнать о советской школе конца 40-х годов. Во-первых, обучение было раздельным, так же, как в дореволюционных гимназиях, хотя изначально советская школа была «единой и трудовой». Раздельное обучение было введено в 1943 году, а отменено в 1954-м. Во-вторых, для старшеклассников (с восьмой по десятый класс) оно было платным (с 1940 по 1956 годы). Учащиеся средних специальных и высших учебных заведений тоже платили за образование в этот период. Во-вторых, несмотря на то, что Маруся из вполне интеллигентной семьи, идя в школу, она не умеет читать: знает только некоторые буквы и с трудом может написать свое имя. В то время считалось нормальным, что всему этому обучат в школе. Сейчас трудно поверить, но тогда в школу приходили дети, не знающие ни одной буквы и цифры, и многие из них потом хорошо учились. Обучение было довольно неспешным: читать и писать учились в течение всего года. Большое внимание уделялось каллиграфии (чистописанию): писали тогда перьями, и наряду с правильностью начертания букв важно было соблюдать толщину линий (линии «с нажимом» и «волосяные»). Вообще, аккуратности и дисциплине уделялось едва ли не больше внимания, чем изучению наук, особенно это касалось начальной школы. Форма тоже была, очень похожая на старинную гимназическую: утром 1 сентября Маруся надевает коричневое платье с белым воротничком и фартуком. Но это касалось только девочек, мальчикам было достаточно длинных штанов и приличной рубашки.

Форму для мальчиков ввели в 1949 году, и она также напоминала гимназическую: гимнастерка, ремень с металлической бляхой, фуражка, которую снимали, входя в школу. Регламентировалась не только одежда, но и прически: мальчикам начальных классов – стрижка наголо, девочкам – две косы с лентами: белые по праздникам, черные по будням. Моя мама рассказала, что однажды ее одноклассница классе этак в седьмом или восьмом отрезала косы и сделала завивку. Ее вызвали к директору и просто сказали: «Делай что хочешь, но в школу в таком виде не приходи». Бедняге пришлось купить косу из чужих волос и вплетать ее в свои, чтобы выглядеть, «как подобает советской школьнице».

Сегодняшние ученики, приходя в первый класс, умеют читать и писать, а благодаря Интернету довольно много знают в разных областях. Они более раскованны, чем их сверстники 100 или даже 50 лет назад. Им приходится соблюдать определенный дресс-код, принятый именно в их учебном заведении, но все же единой формы нет, а фасоны костюмов меняются в соответствии с модой. А уж в прическах и вовсе полная свобода: тут и коротко стриженные девочки, и мальчики с волосами ниже плеч. Сегодня каждый ребенок знает: в случае чего мама с папой за него заступятся, они менее робки и не боятся сделать ошибку. Такая свобода, по свидетельству педагогов во всем мире, способствует лучшей обучаемости, раскрытию творческого потенциала. Дисциплина необходима для достижения результата, однако лучше, когда это не какие-то внешние рамки, а прежде всего самодисциплина.

Нам интересно Ваше мнение о материале
29
2
1
« Сентябрь, 2022 г »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Должны ли, по вашему мнению, родители принимать участие в решении жилищного вопроса детей?
Всего голосов: 241
Да, бесспорно, должны помочь приобрести или купить
17.4% (42)
Нет, родители ничего детям не должны
6.2% (15)
Если есть финансовая возможность, почему бы и нет
75.5% (182)