В «Историко-статистическом обзоре промышленности России» за 1882 год отмечалось: «Завод Струве первым в России начал постройку больших железных мостов и поставил эту специальность на высшую ступень совершенства».
Аманд Струве строит первый временный мост через Москву-реку для Московско-Казанского участка железной дороги. Затем мост через Оку – первый мост из металлических конструкций отечественного производства.
Мост через Оку во время его испытания 19 февраля 1865 г.
Вслед за окским мостом возле Коломны (1863-1864) построили второй окский мост у Серпухова (1865-1866). Затем были сооружены все мосты от Коломны до Воронежа и от Серпухова до Курска и Киева.
Киевский мост через широкий Днепр строился в 1868 - 1870 годах по новому способу - «с быками пневматической системы». Современники называли его самым большим мостом «на материке Европы». Его протяженность превышала 1 км. А. Струве получил за мост немалые деньги - 3 млн рублей. Его повысили в чине - из капитанов сразу в полковники. Царь прислал ему свою благодарность.
Самым грандиозным и изящным сооружением завода является Литейный мост (1876 - 1878) через Неву в Петербурге, предназначенный для пешеходов и экипажей. На его строительстве впервые в мировой технике мостостроения для освещения в кессонах была использована электрическая лампа накаливания А. Ладыгина. Когда мост был построен, его освещали электрические свечи П. Яблочкова.
По заказу городской Думы Москвы в 60 - 70-х годах XIX века Коломенский завод построил Бородинский, Краснохолмский, Москворецкий и Крымский мосты.
Железнодорожный мост через Енисей
Евгений Кнорре, выпускник высшей технической школы Цюриха, работавший на Коломзаводе, прославился в связи со строительством моста через Енисей — реки, отличавшейся большой шириной и глубиной, значительным подъемом воды в паводки и ледоходом с толщиной льда до 1,5 м. Модель моста была выставлена на Всемирной выставке в Париже в 1900 году и получила золотую медаль совместно с Эйфелевой башней. Мост простоял больше 100 лет и выдержал нагрузки не только поездов XIX века, но и составов XX-го, превышающих по весу своих собратьев в 20 раз. По своим инженерно-техническим параметрам мост после его постройки был признан первым в России и вторым в Европе после Квиленбургского моста через реку Лек в Голландии, имевшего один пролет в 150 м, и позднее был назван ЮНЕСКО «вершиной человеческой инженерной мысли».
Питерский Дворцовый мост (1915 год) – крупное инженерное сооружение, последний мост Коломенского завода. Он состоит из пяти пролетов, средний из которых быстрораскрывающийся. При проектировании и постройке уделялось особое внимание его архитектуре и художественному декору.
Первый электрический трамвай
История российского электрического трамвая началась не в Москве в 1899 году, а в Киеве летом 1892 года. 1 июня было открыто движение между Александровской площадью на Подоле, в нижней части города, и Царской площадью на Крещатике, в верхней части. Строителем Киевской городской железной дороги был владелец Коломенского завода Аманд Струве, поэтому и вагоны для этой первой в Российской империи трамвайной линии построил наш завод. Трамвай той поры вмещал 42 человека, включая вагоновожатого и кондуктора, 22 человека могли сидеть на двух продольных лавках, еще 18 - стоять. Скорость движения составляла от 16 до 27 км/ч, на подъеме – 8,5 км/ч.
Вслед за тем Коломна начала поставлять трамваи в Питер. В 1907 году завод изготовил 27 вагонов, а в 1908 и 1909 годах еще 94. В Москву коломенский трамвай пришел в 1916 году.
Два коломенских трамвая сейчас находятся за границей: в Музее городского транспорта в Лос-Анджелесе на восточном побережье США и в Амстердаме, где наш трамвай включен в музейную экспозицию общества рельсового транспорта.
Нам, коломенцам, есть чем гордиться, и стоит продолжать славные традиции трудового города.