«Сдам квартиру», «муж на час» - рекламная агитация заполонила город. Остановки общественного транспорта и подъезды захватили «грузчики», «компьютерные мастера», «продавцы волос» и «бригады строителей». «Загадили весь павильон своей дрянью!» – произнесла старушка, проходя мимо меня, и указала на ворох однотипных объявлений, наклеенных прямо на стеклянную панель автобусной остановки. И знаете, я абсолютно с ней согласна. От пестрящих разногабаритных листовок и объявлений голова идет кругом. Обрывки бумаги, плакатов и афиш неприятно мозолят глаза жителям. Некоторые уже содраны, другие наклеены друг на друга. Коммунальщики пытаются очищать изуродованные клеем и обрывками бумаги поверхности, но призывы прийти за шубами, постельным бельем, дешевой обувью появляются снова и снова. В итоге новенькие остановки, почтовые ящики и входные двери вскоре становятся грязными и неряшливыми.
Как же бороться с этой напастью?
Начнем с того, что бесхозных подъездов, остановок и уличных столбов не бывает. За них кто-то отвечает, будь то администрация округа, управляющая компания, Мосавтодор или Мособлэлектротранс… Обязанность собственников удалять рекламный спам закреплена в федеральных законах «О рекламе» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Кстати, первый закон не запрещает размещение рекламы в городе, но требует заключить договор с владельцем объекта недвижимости, на котором планируется разместить такую информацию, и получить разрешение муниципалитета. Еще один важный нюанс - реклама может размещаться только на специально отведенных для этого местах, например, щитах или стендах. Вся остальная реклама незаконна и должна быть удалена. Проще говоря, если, например, организатор очередной ярмарки захочет повесить рекламную афишу на автобусную остановку, то он должен спросить разрешение у администрации округа и у собственника павильона, то есть у Мосавтодора.
ВАЖНО! Любая вывеска, которую можно отнести к рекламной, требует получения специального разрешения муниципальных органов.
Однако многие «рекламодатели» не хотят делать лишних телодвижений и тратить время на хождение по инстанциям и заключение договоров. Им дела нет до постановлений и законов. Гораздо проще нанять подростков, которые за символическую плату расклеят листовки по всему городу. Трамвайные и автобусные остановки регулярно подвергаются рекламному вандализму, о чем свидетельствуют пятна клея и следы от бумаги, закрашенные толстым слоем краски.
«На наших остановочных павильонах есть информационные доски, но не везде. На них можно вешать объявления. Хотя очень часто мы сталкиваемся с тем, что бумагу клеят прямо на стекла и столбы, иногда на скамейки. Конечно, приходится их срывать. Эта работа ведется планомерно, во время уборки остановочных павильонов. Например, когда наша бригада рабочих очищает урны и посадочные площадки, всегда старается обращать внимание на общее состояние павильона. Видят листовки - срывают. Бывают и упущения в работе, тогда организация рискует заплатить штраф. Борьба с расклейщиками рекламы подобна борьбе с ветряными мельницами: мы убираем, они клеят заново. Обидно. Это вопрос воспитания и отношения к своему городу», - сказал заместитель начальника отдела ремонта и содержания автомобильных дорог РУАД № 5 Тимур Бикмаев.
Нелегальные объявления на столбах — проклятье и для коммунальщиков. Работники ДГХ каждый день очищают от рекламных листовок фасады домов, подъезды, уличные столбы, а также информационные стенды, где управляющая компания размещает официальную информацию. В департаменте обращают внимание на то, что информационные щиты, установленные во дворах жилых домов, предназначены не для объявлений рекламного характера.
«На информационных стендах и щитах должна быть размещена информация об управляющей организации, которая обслуживает дом, - говорит заместитель генерального директора ООО «ДГХ» Дмитрий Щербаков. - Это телефоны РЭУ, графики приема руководителей, контакты аварийно-диспетчерских служб, администрации муниципалитета, надзорных органов и так далее. Здесь помещаются памятки по безопасности, а также важная информация, касающаяся обслуживания и содержания домов. Однако зачастую на информационных щитах можно увидеть рекламные листовки и афиши, которые не только портят внешний вид общедомового имущества, но и мешают просмотру действительно важных объявлений».
На территории, находящейся в управлении ООО «Департамент городского хозяйства», сегодня расположено около 80 дворовых инфостендов и более 1300 подъездных. Управляющая компания просит жителей бережнее относиться к общедомовому имуществу и сообщать о подобных случаях в свое РЭУ.
Поймай меня, если сможешь
Многие считают, что поймать нарушителей просто: позвони по телефону, указанному в объявлении, и хулиган пойман, но это не совсем так. Заказчик, как правило, не составляет с расклейщиком договор, а указанные в этих объявлениях контактные данные ничего не значат для закона, ведь всегда можно сослаться на «происки конкурентов». А еще проще спокойно откреститься и сказать: «Это не я и никого не просил».Что же делать? Ловить вандалов за руку? Штрафовать? Развешивать на каждом столбе камеры видеонаблюдения? Теоретически возможны все три варианта, но на практике не работает ни один из них. Конечно, сотрудники полиции, имеющие полномочия по задержанию нарушителей, могут устраивать «засады» возле подъездов и на остановках (кроме полиции, никто не имеет права ловить расклейщиков за руку), но у них есть дела и поважнее. Поэтому на практике вся борьба с рекламным мусором сводится к тому, что штрафуют владельца остановочного павильона или управляющую компанию, которые вовремя не содрали бумажный мусор.
«Основной площадкой, куда можно подать жалобу на развешанные рекламные листовки, является «Добродел». Жители имеют право направить туда обращение, администрация его рассмотрит и перенаправит исполнителю - правообладателю или эксплуатирующей организации объекта благоустройства. Потом владелец объекта принимает меры по устранению нарушения. Согласно закону Московской области № 191/2014-ОЗ «О благоустройстве в Московской области» именно собственник несет ответственность за содержание своих объектов», - прокомментировал заместитель начальника ТО № 27 территориального управления Главного управления содержания территорий МО Александр Рыжков.
Закон практически бессилен против вездесущей рекламы. Как же бороться со всеми этими одаренными знахарями, профессиональными «мужьями на час» и т. д.? Думается, что проблему возможно решить лишь комплексно и сообща, объединив усилия разных ведомств и самих жителей. Что мешает контролирующим органам наладить работу по поимке нарушителей и привлечению их к ответственности, а каждому из нас, ставшему свидетелем подобного вандализма, сделать замечание и призвать уважать труд тех, кто поддерживает порядок? Ведь корень проблемы неряшливых остановок в первую очередь в каждом из нас.