Строки из писем красноармейца Ивана Филипповича Орлова жене Моте (Матрене Максимовне Орловой) высечены на мраморном мемориале в Мышкине. Иван Орлов отправился на фронт 3 сентября 1941 года в возрасте 43 лет. Писал родственникам в любую свободную минуту на обрывках бумаги, обратной стороне листовок, незаполненных страничках брошюр.
Последнее письмо боец написал 27 сентября 1942 года около Сталинграда накануне своей гибели. Вот несколько его писем.
1941 год, 10 октября
«…Дорогая семья я на минуту не забываю и чуть ли не каждую минуту плачу об вас, садясь за еду и думаю — я хоть нормированный паек да получаю иногда и больно хорошо, всей бы душой не съел бы сам, а поделился с вами, но вы далеко от меня <…>.
Мотя, не жалей ничего, раз такое время одевайся теплее а так же жалей ребят и одевай их. Живы будем и все будет. Ребята, а вы слушайтесь матери и жалейте ее.
Любящий вас папа И. Орлов
Витя, я купил в Москве ножичек, буду беречь тебе».
1942 год, 2 сентября
«<…> Год тому назад я расстался с дорогой семьей, видимо пришло время отдать долг перед родиной. Сегодня даже переодел новое белье, была запасная пара, одел новые хорошие портянки. Чем таскать в мешке, лучше одеть на себя новое <…>.
Пишу письмо у землянки, а снаряды с визгом пролетают, наверно сегодня или завтра займем позицию, а сейчас км 15 от передовой, может 10 <…>. Адрес вам для справки на всякий случай, может убьют и т. д. Действующая армия 1.874 полевая почта 1.392 полк стр. 29 рота И. Орлов.
Может это письмо последнее. Наше направление где стоим – Сталинградское».
1942 год, 27 сентября
«Привет из окопов.
<…> Нахожусь как я вам писал на фронте на передней линии сейчас в минометном взводе. Многих товарищей в роте, что в одном отделении были, уже нет: убиты и ранены, а я переведен в минометный взвод, он все позади пехоты, т. е. передней линии. Дорогая моя семья, каждую минуту подвергаешься опасности, жизнь висит на волоске, пока Бог миловал, судьба решит все.
Сегодня, 27 сентября воскресенье, день моего ангела… Надо идти скипятить кипяточку с хлебом и солью проводить день Ангела около Сталинграда.
Затем, дорогая моя семья, прощайте, прощайте, прощайте.
Всех крепко целую Ваш муж и папа Орлов И.Ф.
Не расстраивайтесь не плачьте. Мне будет легче на сердце. Прощайте».
Это было последнее его письмо.