Инспекторам ГИБДД дадут право проводить госконтроль технического состояния автомобилей прямо на дорогах. В частности, предлагается наделить госавтоинспекцию полномочиями запрещать эксплуатацию машин с трещиной на лобовом стекле. Это означает, что случайное попадание в стекло даже маленького камешка грозит большими неприятностями - от срочного ремонта до изъятия СТС (свидетельства о регистрации транспортного средства).
В России одобренный законопроект может привести к тому, что автомобилям с трещинами на лобовом стекле не разрешат ездить по дорогам. В лучшем случае госавтоинспекторы позволят водителю добраться до места ремонта, в худшем – наложат запрет на использование машины. Чтобы избежать последнего, владельцу машины придется в течение семи дней устранить неисправность и пройти внеочередной техосмотр. Если этого не сделать, то после обозначенного срока у инспектора ГИБДД появится право изъять СТС.
С кого спросить?
Ситуация, когда из-под колес впереди идущего транспорта в лобовое прилетает камень, очень распространенная. Приятного мало: как минимум трещина на стекле, как максимум – внезапность ситуации может спровоцировать вылет с проезжей части или столкновение с другим транспортным средством. В большинстве случаев попадание камня в стекло можно списать на досадную случайность. Тем не менее каждая ситуация должна рассматриваться индивидуально, и в ряде случаев вину водителя можно доказать.
Первая мысль – виновен тот, кто ехал впереди и из-под чьих колес вылетели камни. Это он не уследил за дорогой, наехал на гравий, вследствие чего камушек повредил другой автомобиль. Но Верховный суд считает иначе. Так, в марте 2016 году ВС РФ не согласился с утверждением нижестоящих судов о виновности водителя, из-под колес машины которого вылетели камни и разбили едущую сзади машину. ВС РФ указал, что вина водителя отсутствует, а событие произошло по обстоятельствам, не зависящим от водителя, и с его стороны не было никакого умысла порчи чужого имущества. А вот в следующих случаях вина водителя вполне доказуема.
Если стоял знак 1.18 «Выброс гравия»
Наличие такого знака предупреждает водителей о том, что впереди находится участок дороги, на котором возможен выброс гравия, щебня и других камней из-под колес машин. Обычно тут же ставят знаки ограничения скорости до 40 км/ч. Если кто-то не обращает внимания на ограничители и гонит под 90 км/час по гравию, это однозначно нарушение ПДД. Если при этом из-под колес автомобиля вылетит щебень и разобьет стекло едущему сзади автомобилю, вина первого водителя будет очевидна.
Если другой водитель ехал по обочине
Пункт 9.9 ПДД запрещает транспортным средствам передвигаться по обочине. Если ваш регистратор заснял, как кто-то мчит по обочине, и из-под колес его автомобиля вамприлетел камень, виновником считается «обочечник».
Если на другом авто не было брызговиков
В 2022 году многие современные автомобили выпускаются производителем безгрязезащитных фартуков и защитных устройств. Но если брызговики установлены на заводе, владельцу машины нельзя их снимать – эти действия считаются самовольнымвмешательством в конструкцию ТС. Отсутствие задних брызговиков может стать причиной выброса гравия из-под колес машины в едущий сзади автомобиль. Однако,чтобы установить вину водителя, придется заказывать трасологическую экспертизу.
Халатность дорожных служб
Виноватыми в порче автомобиля могут быть дорожники, которые во время ремонта невыставили предупреждающие знаки или после его завершения не убрали рассыпанный попроезжей части гравий. Кстати, последнее не редкость в Коломне. Многие автомобилисты жалуются, что после ремонта дороги усеяны мелкими камнями, а потому сидящие зарулем являются потенциальными претендентами на получение камешка в свое лобовое стекло. Вдвойне обидно, что привлечь к ответственности дорожные службы будет непросто: придется собрать множество доказательств, провести экспертизу, зафиксировать отсутствие знака или наличие грязи и камней на дороге, найти свидетелей происшествия. Возможно, в процессе разговора с очевидцами выяснятся аналогичные случаи на данном участке дороги, тогда можно будет подать коллективный иск на дорожников. В общем, придется потратить время, нервы и деньги на судебные тяжбы.
Геворг Горгинян, главный инженер ООО «Лидер СК»:
«Мыть дороги еще рано, потому что стоят минусовые температуры и вода превращается влед. Обычно дорожные службы приступают к этому виду работ 1 апреля или чуть раньше,если позволяет погода. А вот песок с проезжей части мы уже активно убираем. Также обязательно подметаем дороги после проведения ямочного ремонта. У нас в нем задействованы три бригады. Одна фрезерует дорожное покрытие, вторая заливает ямы асфальтом, а третья занимается уборкой камней. Я понимаю, почему люди возмущаются, но одновременно заделывать ямы и убирать гравий невозможно. Асфальт заливается в ямы очень горячий, ему требуется несколько часов, чтобы застыть. Только после остывания техника сметает оставшийся мусор».
Вполне понятно, что за это время мелкие камни растаскиваются автомобилями или разносятся ветром. Найти виноватого в случае, если один из таких камешков попадет встекло, становится проблематично.
Важно! При выполнении ремонтных работ должен быть установлен соответствующий знак. Он предупреждает о наличии на дороге препятствия, ограничении скорости и вероятности выброса щебня. Если знак не установлен, установлен на некорректном расстоянии или под воздействием ветра упал и не виден автомобилистам, гарантированно можно рассчитывать на компенсацию со стороны дорожной службы.
В машину прилетел камень – что делать?
Попадание камня в автомобиль трактуется как дорожно-транспортное происшествие, поэтому надо действовать как при ДТП.
- Остановитесь, включите аварийку и выставьте знак аварийной остановки.
- Зафиксируйте все дефекты на фото и видео. Также следует сфотографироватьсостояние дорожного полотна, особенно если на участке дороге есть гравий,щебень и другой мусор.
- Позвоните в ГИБДД и сообщите о происшествии.
- Сотрудники ГИБДД оформят ДТП, и вы сможете обратиться за страховойвыплатой.
Елена Боброва, юрист:
«Ситуация может быть и другой. К примеру, оператор дежурной части перенаправит вас к участковому. Тогда следует вызвать на место происшествия обычных полицейских (не ДПС), в обязанность которых входит составление акта об обеспечении состояния дорожного покрытия. Они должны зафиксировать наличие грязи, камней, гравия и других посторонних предметов на дороге. Затем на основании этого акта полиция должна привлечь к административной ответственности дорожную службу, которая отвечает за данный участок дороги, но на практике это не так легко, и все будет зависеть от представленных вами доказательств. Если дорожную службу все же привлекут к ответственности, у вас появится право подать им претензию и потребовать возмещения ущерба за поврежденный автомобиль. Если не привлекут, то вопрос будет решаться в гражданском судопроизводстве, и нужно будет обращаться с иском к дорожной службе о взыскании ущерба. Результат будет зависеть от многих факторов, здесь без помощи юриста не обойтись. При наличии полиса КАСКО первый звонок нужно будет сделать в страховую компанию, где объяснят, что делать и как действовать, чтобы не остаться без выплаты, а затем обращайтесь в ГИБДД. После оформления документов вы получите выплату».