В январе на Руси отмечали много праздников: Новый год, Рождество, Крещение Господне. Эти праздничные дни были святыми для наших предков. Они так и назывались - Святки. Тогда ходили по домам и колядовали – пели обрядовые песенки. В колядках желали богатства, крепкого здоровья, хорошего урожая, за что хозяева одаривали колядующих деньгами, конфетами, сладостями. Давайте углубимся в нашу историю и посмотрим, какой запомнилась Коломна в эти праздничные дни различным людям, увидим тех, кто жил здесь столетия назад, узнаем их привычки и обряды.
1655 год
О святочных днях этого года оставил свои воспоминания антиохийский патриарх Макарий, а записал их его сын Павел Алеппский – архидиакон Антиохийской православной церкви. Патриарх пробыл в Коломне до Крещения. Путешественники сетовали на жуткие морозы, из-за которых заранее вскипяченная вода во время водосвятия быстро замерзала, и погруженный крест прилипал к пелене. Патриарх отмечал, что в Сочельник был жестокий мороз, от которого трескались руки внутри меховых рукавиц и отнимались ноги. О рождественской службе путешественники писали: «Труднее всего было то, что мы выходили от обедни только перед закатом, и когда еще мы сидели за столом, начинали уже звонить в вечерне, мы должны были вставать и идти к службе. Какая твердость и какие порядки! Эти люди не скучают, не устают, и им не надоедают беспрерывные службы и поклоны, причем они стоят на ногах с непокрытою головой при таком сильном холоде, не ропща и не скучая продолжительностью служб, которые до крайности длинны».
«На утро субботы, праздника Крещения, зазвонили в колокола в третьем часу дня и … пошли к Москве-реке. Уже вчера была пробита большая яма вроде бассейна – толщина льда в то время была в 5 пядей, – вокруг нее наложили помост из бревен и досок, поверх льда сделали кругом загородку, из предосторожности, чтобы от народной тесноты на льду он не провалился, как это случалось много раз, и положили мостки из досок от берега до ямы. Поперек ямы положили бревно вроде ступеньки, прочно укрепив его... Деревенские жители выкопали на реке еще множество ям и стояли около со своими лошадьми. <…> владыка вышел к мосткам и окропил сначала священников, потом вельмож. От сильного холода вода замерзала на щетинном кропиле, а также на одеждах, принимая вид стекла. От чрезмерной стужи бороды и усы у всех мужчин в толпе побелели, ибо дыхание, от них выходившее, тотчас обращалось в лед, который нельзя было сорвать без того, чтобы не вырвать вместе с ним волос. Солнце в это время сияло».
Конец XVIII – начало XIX века
О традициях колядования в нашей местности содержится упоминание у Н.Д. Иванчина- Писарева (1790 – 1849) в книге «Прогулка по древнему Коломенскому уезду». Говоря о языческих истоках колядования (праздник Коляды 24 декабря, накануне Рождества Христова) и ссылаясь на Карамзина, Иванчин-Писарев приводит припев, «часто им слышанный»: «Ох! пришла Коляда накануне Рождества». «Этот ох, современный началу нашего христианства, кажется, означает, как тяжко было народу отставать от своих древних поверий, из коих празднование Коляде было особенно гонимо по сближению с великим праздником христиан».
«Ряженые», Константин Сомов, 1929 г.
1830 - 1840-е годы
Знаменитый коломенец Никита Петрович Гиляров-Платонов (1824—1887), сын коломенского священника, подробно вспоминал годы своего коломенского детства в автобиографической книге «Из пережитого», делясь впечатлениями о праздновании Святок в Коломне:
«Год в приходском училище прошел, я и не видал как… С приближением роспусков на Святки и Святую ребят не столько занимал предстоящий экзамен, сколько перспектива самого роспуска и лепешки, ожидавшие в деревне вместе со славлением. И в тот, и в другой роспуск они соберут по приходу несколько грошей, а в Светлую неделю сверх того и целый короб яиц. Собирались кучами, толковали, кто как пойдет, с кем. Передавалось о препятствиях, грозящих на дороге, злых мужиках, иногда попадающихся… на дороге в оттепель. Рождество имело для меня особенное значение, потому что с семилетнего, кажется, возраста, стали брать меня по приходу; то есть я сопровождал причт и точно так же получал, как и они, «за святыню». Не во всех домах мне давали и не везде одинаково: где копейку, где грош, где пятак екатерининский, тяжелый, а где и пятачок серебряный и даже гривенник.
Рождество. «Ранним, ранним утром, часу в третьем, тотчас после утрени, садимся в сани (выпрошенные всегда у Мещанинова) и едем «по чужим», то есть не по нашим прихожанам, а по тем, кто хотя чужого прихода, но нас принимает или даже принимает всех. Маршрут назначается, кем начинать, кем кончить. Кончаем Запрудом [Запрудами], самою дальнею стороной, откуда возвращаемся уже при благовесте к обедне. Жутко бывало мне это время: всегда мороз, руки и ноги коченеют, а при проезде чрез Большую (Астраханскую) улицу овладевало уныние, подобное тому, какое ощущал я при звуках отбиваемой косы. Большая улица – тракт из хлебородных губерний в Москву».
Федоскинская лаковая миниатюра «Святки»
Конец XIX – начало XX века
На фабриках и заводах Коломенского уезда именно в день Рождества Христова устанавливался нерабочий праздничный день – один из немногих выходных в году. На некоторых крупных предприятиях давались расширенных выходные, например, на Коломенском машиностроительном заводе выходными были три дня на Рождественских святках.
1900-е годы
В романе Бориса Пильняка «Голый год», где под именем города Ордынина описана Коломна, сохранилось достаточно лаконичное описание рождественских праздников: «Под Рождество до звезды не ели, на первый день славили Христа и рассказывали рацеи, в крещенский вечер на всех дверях малевали мелом кресты».
Свадебный бум
После святок начиналась пора свадеб. Всегда заметен практически в любом приходе этот январский «свадебный бум», что видно из метрических книг. О начале этой свадебной поры пишет «Московский листок» в 1899 году.
«Праздники Святок на исходе, остается только два дня, да и то неважных для разгула, в виду того, что многие уже поистратились за прошедшие дни и принялись за обычные свои занятия. Вслед за этими днями наступит свадебный сезон. Начнутся вечера, «мальчишники», с провожанием холостыми приятелями женихов в жизнь новую, семейную; пирушки эти бывают весьма шумными и отличаются безобразиями и потасовками в ресторациях…»
Возможно, не так уж и сильно отличается празднование тех лет от нынешних. Может, морозы слегка поменьше, а тяга к праздникам все та же.
Елена ЛИФАНТЬЕВА
Иллюстрация: «Святки», Борис Сердюк
Благодарим краеведа, исследователя Коломенского и Ступинского края Татьяну Залату за предоставленную информацию