«Вот не доешь кашу — Баба-Яга тебя самого скушает!», «Будешь хулиганить — отдам тебя в детский дом!», «Ляжешь с краю — серенький волчок укусит за бочок!» Все мы привыкли к таким детским страшилкам и не воспринимаем их как что-то по-настоящему страшное. Волк в квартиру никак не проберется, Бабы-Яги просто не существует — в общем, бояться нечего. Но работает ли такой метод воспитания и не приносит ли он вреда самому ребенку?
У страха глаза велики
Что делать, если ребенок не слушается, капризничает и качает права? Первое, что приходит на ум, — сослаться на бабайку, кикимору или еще какой-нибудь страшный авторитет, против которого не пойдешь. Любой скажет, мол: «Нас пугали — почему теперь нельзя?» Как ни крути, а способ рабочий. Если ребенок будет бояться ужасную буку, которая по ночам утаскивает непослушных детей, то перед сном он будет тише воды, ниже травы. Вопрос только в том, как отразятся детские страшилки на психике уже взрослого человека.
«Запугивание, даже если его применяют в воспитательных целях, негативно влияет на психику ребенка, – говорит кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологического и социально-педагогического образования ГСГУ Елена Белоус. – От большого количества ограничений дети начинают сами себя останавливать в таких естественных процессах, как познание мира и развивающая деятельность, из-за постоянного страха и ощущения угрозы. Когда ребенок боится пробовать что-то делать, он не накапливает жизненный опыт и, соответственно, не формирует полезные умения и навыки. Например, если пугать малыша на ночь, он не научится самоуспокоению, соблюдению режима сна. Наоборот, начнет проявлять тревожность, беспокоиться, чувствовать себя незащищенным. Впоследствии это перерастет в выученную беспомощность – явление, при котором человек боится что-либо делать, потому что изначально настроен на негативный результат: «у меня ничего не получится», «я не справлюсь», «я не могу». Другие проблемы, к которым приводит запугивание, – это слабое развитие воли, недостаточное самоуправление и самоконтроль».
Откуда пошла традиция «кошмарить» детей всеми возможными способами? Все очень просто: чем слабее человек, тем легче им управлять. Раньше в семьях было много детей, за всеми трудно уследить. Поддерживать порядок можно было только авторитарными методами. Запугивание, наказание, «кнут и пряник» – это ловкие манипуляции, которые приводят к желаемым для взрослых результатам (тишина и послушание) очень быстро и относительно эффективно. Если у вас много дел, а ребенок капризничает или повсюду сует любопытный нос, то куда проще накричать или поставить ультиматум, чем успокоить и объяснить.
Страшилки от родителей - это повод для похода к психологу в сознательном возрасте
Фольклорные персонажи (Бабайка, Баба-Яга, Мымра) – боязнь темноты.
Животные (серенький волчок, собаки, медведи) – фобия, связанная с животными.
Социальные (дядя-полицейский, врач со шприцем, цыгане) – расизм, боязнь врачей, полицейских, представителей других профессий. В лучшем случае просто искаженное представление о них.
Психологическое давление («в детдом отдам», «доведешь меня до смерти», божья кара) – панические атаки, навязчивое чувство вины, подавленная агрессия.
Преступление и наказание
Итак, запугивание – это не лучший метод наказания. Как же тогда учить чадо уму-разуму?
«Ни в коем случае нельзя унижать детей, наказывать их физически и применять психологическое давление, – объясняет Елена Белоус. – К последнему как раз относятся запугивание и запрет на естественный интерес исследовать окружающий мир. Если вы будете каждый раз одергивать ребенка («не лезь», «не трогай», «не ходи»), это нанесет серьезный ущерб его психическому развитию. Также тяжелой травмой станет постоянное внушение ребенку, что он не способен что-либо сделать».
За что нельзя наказывать ребенка
– За активное отношение к жизни. Если ваш малыш очень любопытный, не спешите ругаться и кричать. Спокойно объясняйте, почему не стоит тащить в рот все, что можно найти на улице, а фразы «не ешь», «не трогай», «брось немедленно» лучше не использовать.
– За эмоции и чувства. Гнев, раздражение, страх, радость – это то, чем дети (а зачастую и взрослые) не умеют управлять. В идеале следует научить малыша контролировать эмоции и рассказывать про свои чувства, а дальше вы уже вместе с ним сможете придумать, как справиться с ситуацией.
– За случайный проступок. Поощрять и наказывать можно исключительно за результаты сознательного выбора. Если вы начнете кричать из-за пролитого на новое платье сока, то ребенок просто решит, что платье для вас важнее, чем он сам.
– За то, что не зависит от ребенка. «У тебя нос картошкой/кривые ноги/некрасивая родинка…» Такие родительские замечания, даже брошенные вскользь, формируют постоянные комплексы, которые будут портить ребенку жизнь и самооценку. Принимайте и любите его таким, какой он есть, и он сам будет принимать и любить окружающий мир.
Как наказывать можно
Лучше всего, если вы без психологического давления или манипуляций в голосе поделитесь своими эмоциями: «Я огорчаюсь и сержусь, когда по всему дому разбросаны игрушки!», «Мне очень жаль, что ты порвал новую куртку!» Ребенок всегда стремится нравиться, быть признанным, поэтому ему важно иногда видеть ситуацию через призму родительских эмоций. А вот если вместо конструктивных замечаний вы будете упрекать и критиковать («Вечно у тебя бардак!», «Почему ты постоянно такой грязный возвращаешься с улицы?»), то ребенок только замкнется в себе и со временем научится пропускать ваши реплики мимо ушей.
Мария СИНЕОКОВА