Домашние задания порой ставят в тупик не только школьников, но и родителей. О том, что школьная программа сегодня сложная, не говорит только ленивый. Интернет пестрит шутками типа «Домашнее задание придумали для того, чтобы поссорить родителей с детьми» или «Родители охрипли. Ребенок оглох. Соседи все поняли. Собака повторила. Уроки выучены!». Действительно, в большинстве семей подготовка уроков превращается в настоящие баталии. Даже в начальной школе детям приходится тратить на выполнение «домашки» два-три часа, а некоторые задания оказываются не по зубам даже взрослым. Мы решили провести эксперимент и предложили тем, кто уже давно закончил школу, выполнить задания из учебной программы современной начальной школы.
Наши добровольцы получили пять заданий из учебников средней школы. Это задачи из программы обычной средней школы (не лицея и не гимназии), которые встречались в учебниках 2 - 5 классов. Проверить свои знания согласились несколько человек разных возрастов, образования и профессий. Мы попросили их выполнить предлагаемые задания и прокомментировать, сколько времени они потратили на выполнение урока, какие задачи удалось выполнить без особого труда, а какие загнали в тупик.
Что такое аутогенная тренировка?
Итак, участникам эксперимента были предложены следующие задачи:
1. «Зачеркните 6 цифр так, чтобы оставшиеся в сумме составляли 20: 111 777 999»
Эту задачу учитель задал на дом ученикам 4 класса. Большинство участников эксперимента не справились с ней, потому что она на логику.
2. «С помощью чисел 5, 5, 5, 1 и простых арифметических действий «+», «-», «х», «:», получите число 24».
Эта задача была предложена ученику 4 класса, хотя действия с дробями проходят только в 5 классе. Задание показалось взрослым не соответствующим 4 классу.
3. Через 2 года мой братишка будет в 2 раза старше, чем 2 года назад, а я через 3 года буду старше в 3 раза, чем 3 года назад. Сколько лет брату и мне?»
Задача показалась большинству выполнимой.
4.
Это задание вызвало трудности у всех взрослых. Его прислала в редакцию мама второклассницы. Женщина пояснила, что долго не могла понять, что требуют авторы учебника.
5. Ну и наконец, задание из теста по ОБЖ. Предлагалось ученикам 5 классов.
«Одним из абсолютных противопоказаний к занятиям аутогенной тренировкой является:
- неврозы;
- бронхиальная астма в начальной стадии;
- острые соматические приступы и вегетативные кризы;
- расстройства сна;
- алкоголизм, курение;
- роды.
Это задание ввело в ступор всех без исключения взрослых.
К слову, подобный тест встречается в методичках, рекомендованных для студентов медучилища. Зачем такие знания пятикласснику обычной школы, непонятно…
«Можно сойти с ума»
Первой попыталась справиться с заданиями 23-летняя Мария, сотрудница одного из офисов. У нее высшее образование. К тому же девушка не так давно закончила школу — кому, как не ей, решить эти задачки.
«Первую задачу я не поняла вообще. Если в ней нет ошибки, то не знаю, как ее можно решить. Со второй задачей я тоже не справилась. Третья оказалась легче: после нескольких минут раздумий я все же получила правильный ответ. Высчитывала с помощью степеней - хорошо, что еще помню, что это такое. Но не думаю, что дети в начальной школе смогут решить ее самостоятельно, да и сама формулировка задания слишком заумная и заковыристая. Вопрос по ОБЖ впечатлил еще больше, чем математические задачи. Что является противопоказанием к аутогенной тренировке, я понятия не имею и не понимаю, зачем это нужно знать младшему школьнику. Это скорее вопрос для студентов медвуза. В упражнении с кошкой и собакой изначально даны не все условия. Даже взрослый не сразу угадает, что такое «свои слова» для кошки и собаки… В общем, не задания, а взрыв мозга!»
«Почувствовал себя умственно отсталым…»
Следующий наш взрослый, пытающийся потягаться с детьми в выполнении уроков, — 40-летний Сергей, мастер на заводе:
«Такое выполнить просто нереально. Честно скажу, что я решил одну задачу. Обычный ребенок не справится с этими заданиями. Не понимаю, зачем издеваться над детьми. У нас была другая школьная программа, и, кажется, то, что проходят сейчас в начальной школе, мое поколение изучало в среднем звене. Как можно проходить такое в третьем классе? Нет, я не верю».
«Задания для детей нужно дифференцировать»
35-летняя Анна Казарцева по образованию учитель математики.
«Задачи по математике я решила, конечно, без проблем, - говорит она. - Но считаю, что для ученика 4 класса (я про сына) задания сложные - в частности, задание № 2, где используются дроби. Я совершенно не против таких нестандартных задач - они должны быть, но не для всех учеников, а для тех, кто делает большие успехи по дисциплине, умеет логическим мыслить, любит головоломки. Обычно такие задания в учебниках обозначаются восклицательным знаком (раньше это были задачи под звездочкой). У меня сын учится хорошо, и я заставляю его решать нестандартные задачи, чтобы развивать мозг. Своим пяти-шестиклассникам я даю такие задачи на выходные или каникулы. Задание по русскому языку мне оказалось непонятно. Возможно, ему предшествовал параграф про правила написания мягкого знака в словах… Тогда еще можно было бы догадаться. ОБЖ и «Окружающий мир» – наши с сыном «любимые» предметы. Фантазии у авторов хоть отбавляй! Поэтому вопрос про аутогенные тренировки меня не сильно удивил. Впрочем, ответ я на него не знаю».
«С большей частью заданий справился»
30-летний инженер Евгений потратил на решение заданий час:
«Не скажу, что все очень просто, но с большей частью заданий я справился. Возможно, мне они дались легко, потому что у меня математический склад ума. Я по сей день, если делаю дома ремонт или высчитываю количество необходимого материала, с легкостью вспоминаю арифметические формулы. Моя дочь ходит в третий класс. С подобными задачами мы еще не сталкивались, пока дают более легкие. А здесь надо именно соображать, иметь логическое мышление. Не справился с упражнением по русскому, русский язык не мой конек. На вопрос из теста по ОБЖ ответил путем рассуждений. Немного задержало меня задание № 2 - ломал голову полчаса. Что же касается возраста — все же задания не для начальной школы, и уж тем более не для всех детей».
Виктория Апрелова, студентка 4 курса, репетитор по математике:
«В моей практике есть немало примеров, когда за помощью обращаются родители младших школьников. Как правило, родители детей, обучающихся в начальной школе, жалуются, что ребенок не усваивает школьную программу и не может сделать домашнее задание. Бывают ситуации, когда папам и мамам некогда делать уроки с детьми в силу занятости, иногда у взрослых просто не хватает знаний, чтобы разжевать школьный материал и доступно его объяснить. Ко мне обращались дети, которые не понимали, например, задачи на движение или не умели складывать двузначные числа…»
«РЫбята» от слова «рыбки»?
Наталья Фаворова, мама четвероклассника:
«Сын учится в 4 классе. Программа очень сложная! Мы занимаемся по программе «Планета знаний». То, что нам задавали в 5 классе, наши дети проходят во втором. Учебники ужасные, составлены некорректно, со множеством опечаток. Например, ребенку предлагается решить задачу на умножение, а само умножение еще не изучено. Или дается задание по русскому языку, а правило, применимое к заданному упражнению, дается на последующих страницах учебника. В прошлом году авторы учебника по русскому языку вообще удивили: в упражнении слово «ребята» было написано с буквой Ы вместо Е. Я домохозяйка, трачу на уроки по пять-шесть часов. Мы с сыном вынуждены уже сейчас обращаться к помощи репетиторов по математике и английскому языку. Что будет дальше, представить страшно!»
Ответы на задачи и упражнения
1. Зачеркнуть следует 1, 777, 99 Цифру 11 принимаем не как две отдельные цифры 1 и 1, а как число 11 Поэтому 11 + 9 = 20
2. Задачу можно решить двумя способами:
5 х (5 — 1/5) = 5 х (5 - 0,2) = 5 х 4,8 = 24 Или (5 - 1 : 5) х 5 = 24
3. По шесть лет.
4. Слова кота: конь-ки, паль-цы, льди-на, пель-ме-ни, боль-ше, паль-то.
Слова собаки: мура-вьи, дру-зья, обе-зья-на, сви-нья, пе-че-нье, счас-тье.
5. Острые соматические приступы и вегетативные кризы.
Ольга БАЛАШОВА
Фото: архив респондентов, pixabay.com