00:50
четверг, 2 мая
2020-09-07T13:23:00.000Z
https://kolomna-spravka.ru/news/36443
https://kolomna-spravka.ru//
ООО Медиахолдинг Ять
https://kolomna-spravka.ru/design/images/logos/logo.png
140410, г. Коломна, ул. Фрунзе, д. 46, 3 этаж, офис 273
+74966124009
07-09-2020 13:23 3176

«Настя - это дэвушка, а ненастя - плохая погода»... Международный день грамотности отметят во вторник

«Орфографические ошибки в письме - как клоп на белой блузке», - так говорила остроумная Фаина Раневская. Международный день грамотности, который отмечается 8 сентября, как раз служит поводом вспомнить или выучить правила.

Безграмотность всегда была и остается темой анекдотов. «А странный все-таки русский язык! «К вам» пишется раздельно, а «квас» - вместе!» «Зачем русскому языку буквы Ь и Ъ? Чтобы отличать грамотных от неграмотных». «Только в русском языке можно составить предложение из трех гласных букв: э, а я?» «Дэти, русский язык очень трудный! Настя – это дэвушка, а ненастя - плохая погода!»

Несмотря на то, что русский язык по сложности занимает второе место после китайского, подавляющее большинство россиян умеют читать и писать на родном языке. В России уровень грамотности один из самых высоких в мире. Практически все взрослые россияне умеют хотя бы начальное образование. По статистике ООН, Россия находится на 15-м месте по грамотности в мире с 95,5% населения, умеющего читать и писать.

__________________________________________________________________________________________

Примерно 800 миллионов человек на планете не владеют простейшими навыками чтения и письма. Исследования показали, что подавляющая часть неграмотных сосредоточена в десяти странах Азии и Африки. Так, в Индии их почти 300 миллионов. Практически не умеют читать и писать в Афганистане, Мали, Нигере и Буркина-Фасо.

__________________________________________________________________________________________

В русском языке насчитывается порядка 500 тысяч слов, при этом он постоянно растет и расширяется. Согласно исследованиям лингвистов, в лексикон среднестатистического россиянина входит 10 000 слов, а в повседневной жизни мы используем всего 2000-3000.

Такого словарного запаса вполне хватает, чтобы понятно изъясняться, общаться с другими людьми и даже писать книги и научные работы. Хотя и в произношении и написании этих 2000-3000 слов даже люди с высшим образованием иногда допускают нелепые орфографические и грамматические ошибки.

Российская система государственного школьного образования имеет 300-летнюю историю, однако массово его стали получать лишь в конце XIX - начале XX века, а ликвидацию безграмотности в нашей стране декларировали в 1959 году - всего 61 год назад. Перепись, прошедшая в 1959 году, подтвердила, что в СССР практически полностью ликвидировали безграмотность: 98,8% людей в возрасте 9-49 лет умели читать и писать.

Первым детей обязал учиться Петр I, учредивший в 1714 году цифирные школы. Они давали начальное образование сыновьям дворян и чиновников. Духовенство предпочитало архиерейские школы, а купцы и ремесленники учили детей дома, хотя тоже имели возможность отдать их в школу. Образованием крестьян не занимались, однако грамоте обучали солдат, 90% которых были выходцами из крестьянских семей.

С 1786 года в стране стали открываться училища, но доступ к ним имело преимущественно городское население. Впервые проблему обучения крестьянских детей попытались решить в 1804 году, когда при церковных приходах стали открывать начальные школы.

После отмены крепостного права в 1861 году крестьяне получили доступ к образованию. По результатам первой российской переписи 1897 года число грамотных возросло уже до 21,1%. За следующие 20 лет царскому правительству удалось повысить уровень грамотности почти в два раза. К 1917 году уже половина населения Центральной России была грамотной, но в целом по стране этот показатель не превышал 30–35%.

С 1919 года советское правительство проводило кампанию по ликвидации безграмотности, вошедшую в историю как ликбез. Целью этой политики было обучить письму и чтению население всех возрастов. Открывались школы для переростков, на предприятиях создавались ликвидационные пункты, где молодые рабочие проходили семимесячный учебный курс.

С 1930-х годов все дети должны были посещать школы-четырехлетки, а затем и семилетки. В результате, согласно переписи 1939 года, среди жителей страны в возрасте 9–49 лет число грамотных возросло до 87,4%.

Следующая перепись прошла в 1959 году. Она подтвердила, что в СССР практически полностью ликвидировали безграмотность: 98,8% людей в возрасте 9-49 лет умели читать и писать.

Стопроцентного показателя грамотности в России не достигли и по сей день, если не сказать, что в последние годы наблюдается обратный процесс.

Почему важно быть грамотным?

В современном обществе, где каждый создает и обрабатывает множество текстов, а коммуникация преимущественно осуществляется письменно, грамотность стала очень важна. Личный успех человека зачастую зависит от того, насколько сможет донести мысль до собеседника. Согласитесь, резюме, написанное с ошибками, может оставить плохое впечатление даже о самом хорошем кандидате, а неграмотно составленные сотрудниками деловые письма негативно отражаются на имидже компаний.

Как повысить свою грамотность?

Ирина Политова, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и литературы ГСГУ:

«Слово «грамотность» произведено от слова «грамотный», что в свою очередь от слова «грамота». Грамота – изначально это умение читать и писать. Чтобы грамотно писать, мы 11 лет в школе, а потом и в вузе учим правила, развиваем орфографическую зоркость, пишем упражнения и диктанты. Казалось бы, все должны быть грамотными. Между тем для одних грамотное письмо не проблема, для других – непосильная задача. Проблема грамотного письма остро стоит в современном мире, однако это вовсе не означает, что сейчас все сплошь неграмотные. Я считаю, что уровень грамотности населения средний.

Как можно повысить свою грамотность? В любом возрасте повышать грамотность можно и нужно. Обязательно приобрести бумажный или цифровой орфографический словарь. Не лениться туда заглядывать, выписывать некоторые трудные слова в отдельную тетрадь или блокнот. Познакомиться с порталом «Грамота.ру» - там много полезного и интересного, а главное, достоверного материала. Поискать в интернет-пространстве онлайн-курсы по повышению грамотности. Советую обратиться к официальному сайту «Тотального диктанта» - https://totaldict.ru/

А еще проверить уровень грамотности можно на «Тотальном диктанте», который ежегодно проходит во всех регионах нашей страны. На площадках диктанта в его преддверии проходят бесплатные занятия по орфографии и пунктуации. В этом году «Тотальный диктант» в связи с эпидемией коронавируса в апреле был отменен и состоится 17 октября 2020 года».

Татьяна Капырина, и. о. декана филологического факультета ГСГУ, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы:

«Уровень грамотности населения не измерить опросами жителей или количеством купленных и прочитанных книг, он глубже. Это умение рассуждать, доказывать свою точку зрения, это в том числе умение коммуницировать. Современные дети растут с телефоном в руке. Они много общаются в соцсетях, и, разумеется, это в основном происходит письменно. Родители переживают, что их дети искажают графический облик слов, что может повлиять на их уровень грамотности. Во-первых, игры со словами у детей существовали всегда - и в эпоху Ф.М. Достоевского и А.С. Пушкина, и до них. Во-вторых, сейчас стало модно быть грамотным. Во многих спорах и дискуссиях в соцсетях безграмотные речи критикуются и даже резко осуждаются. Конечно, чтобы повысить грамотность, надо вдумчиво и много читать, причем те книги, которые прошли редакторскую и корректорскую правку».

__________________________________________________________________________________________

Самую радикальную реформу орфографии в нашей стране провели после Октябрьской революции. Из алфавита были исключены несколько букв (в частности, ять и фита). В конце слов больше не нужно было использовать твердый знак, на смену сложным словоформам пришли простые. Кроме того, по всей стране организовали ликпункты, где новым правилам обучали за несколько месяцев. В итоге реформа привела к небывалому подъему уровня грамотности населения.

Подготовила Ольга БАЛАШОВА

Тест на грамотность

Предлагаем проверить, насколько хорошо вы усвоили правила русского языка. Удачи!

1. У вас сегодня праздник. Вы нарядились и…

1) …ждете, когда гости придут на ваш день рождения.

2) …включили музыку. О том, что у вас День рождения, должны знать соседи!

3) …накрыли стол. Нельзя представить День Рождения без вкусных закусок.

2. В камине почти погас огонь. Что вы сделаете?

1) Кочереги у вас нет. Будете дуть на огонь.

2) Возьмете одну из кочерег, чтобы перемешать угли.

3) Вы не умеете пользоваться кочерегами, остается только замерзнуть.

3. Пятница. Вечер. Чем он закончится?

1) Вы вернетесь домой подшофе.

2) Обычно в конце недели вы под шофе, но сегодня все будет иначе.

3) Ничем. Вы не пьете, поэтому под-шофе придет домой кто угодно, но точно не вы.

4. Пока вы были в душе, у вас прорвало трубу. Вы не заметили и…

1) …подскользнулись.

2) …поскользнулись.

5. Вы с другом сидите в кофейне.

1) Вы заказываете капучино, а друг — экспрессо.

2) Вы заказываете капуччино, а друг — экспрессо.

3) Вы заказываете капучино, а друг — эспрессо.

4) Вы заказываете каппучино, а друг — эспресо.

6. Вам сказали прийти на встречу в 9.30. Это значит, что…

1) В пол десятого вы только выйдете из дома.

2) В полдесятого утра вы уже будете на месте.

3) В пол-десятого вы будете еще мирно спать в своей постели.

7. Я приду, а ты не сможешь...

1) Прейти.

2) Придти.

3) Прийти.

8. Вы собираетесь в отпуск. Как полетите?

1) Конечно, экономклассом. Я не миллионер.

2) Полечу эконом классом, отпуск и так дело затратное.

3) Эконом-классом. Все равно буду спать весь полет.

9. Вы звоните в парикмахерскую и спрашиваете:

1) — До скольких вы работаете?

2) — До скольки вы работаете?

10. Вы долго были в пути и очень устали. Что вы сделаете, когда доберетесь до дома?

1) По приезду буду разбирать чемоданы, не люблю, когда дома бардак.

2) По приезде домой сразу лягу спать.

Ответы:

1 - 1)

2 - 2)

3 - 1)

4 - 2)

5 - 3)

6 - 2

7 - 3)

8 - 1)

9 - 1)

10 - 2).

Нам интересно Ваше мнение о материале
5
0
2
« Сентябрь, 2020 г »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
Должны ли, по вашему мнению, родители принимать участие в решении жилищного вопроса детей?
Всего голосов: 286
Да, бесспорно, должны помочь приобрести или купить
19.6% (56)
Нет, родители ничего детям не должны
6.6% (19)
Если есть финансовая возможность, почему бы и нет
73.1% (209)