Елка, застолье и речи политического лидера хотя и считаются у нас привычными атрибутами Нового года, но вовсе не являются глубоко историческими явлениями. Первая половина XX века – время, когда новогоднюю елку то разрешали, то запрещали, а сам праздник несколько раз менял свой статус. Сто лет назад Новый год отмечали не так, как сейчас. Был ли на столах салат оливье? Устраивали ли детские утренники? Ждали ли Деда Мороза со Снегурочкой? Как встречали Новый, 1920 год? Портал KS заглянул в прошлое, чтобы разузнать, что же изменилось в праздновании всеми любимого Нового года за последние сто лет.
«Довесок» Рождества
Новый год 1 января в России стали праздновать только при Петре I. До этого отсчет нового года начинался 1 сентября. Конечно, Новый год в России встречали и праздновали. Но главным зимним праздником всегда считалось Рождество, отмечаемое 25 декабря по юлианскому календарю. Начало изменений было положено в 1918 году, когда Россия перешла на григорианский календарь, уже принятый на тот момент в большинстве стран, и Рождество «переместилось» на 7 января (25 декабря по старому стилю). Поэтому сто лет назад Новый год встречали, как и мы сейчас, 1 января. Только отношение к нему было противоречивое: одни все еще воспринимали его как «довесок» к Рождеству, другие под влиянием атеистической пропаганды отдавали Новому году пальму первенства. Постепенно Рождество уходило на второй план. Богослужения в храмах хотя и проходили, но ни в газетах, ни тем более на официальном уровне о нем уже не упоминали.
Как встречали 1920-й
Впрочем, в то время было не до празднования – в стране бушевала гражданская война, которая окончательно закончилась лишь к лету 1923 года. В эти годы Рождество Христово и Новый год отмечались в России по-разному – в зависимости от того, под контролем красных или белых находилась та или иная территория страны. Собственно, первое Рождество и Новый год после революции – с 1917 на 1918 год – в Петрограде и Москве прошли практически незаметно – повсюду царила ужасная разруха. Только Церковь совершала торжественные рождественские богослужения. Общее же настроение горожан было далеко не праздничным. Сохранились записи из дневника одного петербургского чиновника, передающие атмосферу тех дней. Вот как он описывает рождественский сочельник, 24 декабря: «Решил устроить у себя елку. Вместо ненужных картонажей купил кустарные игрушки. Елку купил у товарища на улице. Но на душе очень тяжело. Россия как единое целое навсегда умерла. Началась ревизия сейфов». 30 декабря: «Из-за отсутствия топлива практически нет электричества. Картофель стоит рубль фунт, свежая капуста 70 копеек. Цены неслыханные».
Красные праздновали Новый год, белые – Рождество
Участники Белого движения праздновали Рождество очень широко – с богослужениями, подарками и фейерверками, как будто бы революции не произошло. На богослужениях присутствовали главнокомандующие белых фронтов. Устраивались крестные ходы, праздничные застолья. Дарили подарки, наряжали елки. Известно, например, что в Архангельске на Рождество в 1919 году англичане дарили детям тушенку – англо-американские войска тогда как раз располагались в городе. А вот в новогоднюю ночь с 1920
на 1921 год солдаты врангелевской армии устроили фейерверк, стреляя из винтовок и револьверов в воздух.
Во всех газетах, которые выходили на подконтрольных белым территориях, новогодние выпуски сопровождались оптимистическими лозунгами, что наступивший год станет победным и Россия вновь будет процветать.
Какой же Новый год без елочки
А елку наряжали сто лет назад? Да, елка оставалась обязательным атрибутом праздника. Власти хотя и пытались избавиться от религиозной составляющей Нового года, но несколько лет после революции для детей организовывались «комсомольские елки». И вообще Новый год воспринимался тогда как детский, а не официальный, государственный праздник. Новогоднюю елку очень любил Ленин. Одно из первых торжественных мероприятий с его участием прошло с 1918 на 1919 год в московском детском приюте в Сокольниках. Потом елку для детей из окрестных деревень наряжали в Горках, и Ленин с Крупской приходили на них вплоть до празднования 1924 года.
Кстати, сто лет назад существовала традиция публичных елок. Как и сейчас, городские улицы и площади украшали большими новогодними деревьями. Это тоже исключительно рождественская традиция, по необъяснимым причинам прижившаяся в атеистической стране.
Первая публичная елка была организована в 1852 году на петербургском Екатерингофском вокзале. После этого публичные елки начали устраивать в дворянских, офицерских и купеческих собраниях, клубах, театрах и других местах.
Елку украшали козулями
Первые елочные украшения были в основном съедобными. Елку украшали яблоками, вафлями, орехами в золотых бумажках, пастилой.
Также существовала традиция украшать елку тем, что предназначено в подарок. Сто лет назад елку любили украшать так называемыми козулями – фигурными коричневыми пряниками в виде северных оленей, козочек или коровок, расписанными сахарной массой. После праздника их снимали с елки и хранили.
Писатель Борис Шергин (1893 - 1973) вспоминал, что во времена его детства «ребята <…> хвастались друг перед другом козулями. У иного «оленя» уж рога отъедены <…> Они сладко пахли. За зиму сахар осыпался...»
Еще на елку вешали фунтики – украшенные кулечки для сладостей. В повести Алексея Толстого «Детство Никиты» (1920 год, действие происходит до революции) дети начали «убирать», то есть наряжать, елку, но «оказалось, что вещей мало. Пришлось опять сесть клеить фунтики…». А еще на елке той эпохи можно было увидеть игрушки из формованного картона, папье-маше, флажки из цветной бумаги, сделанные своими руками. Кстати, мода на электрические гирлянды пришла только к концу XIX века, но они были дорогим удовольствием, и вплоть до середины ХХ века на елях в прямом смысле слова зажигали свечи.
Одинокий Дед Мороз
А вот увидеть сто лет назад Деда Мороза в компании со Снегурочкой было невозможно. Раньше он ходил в одиночестве, без внучки, а Снегурочка составила ему пару лишь в 1930-е годы. В XIX веке Дед Мороз представал в образе Николая Чудотворца.
В конце XIX века на смену святому пришел привычный для нас Дед Мороз. Он был одет в длинную шубу синего или красного цвета с мехом, шапку и валенки. Весь наряд волшебника был расписан узорами. С легкой руки писателя Владимира Одоевского Дед Мороз стал Морозом Ивановичем. Новый образ пришелся по душе и детям, и взрослым, а вот расположение Деда Мороза тогда нужно было еще заслужить. Детям, которые хорошо вели себя весь год, Дедушка дарил сладости: конфеты, леденцы и пряники. Лентяи и неряхи получали в качестве подарка сосульку, а плохие и злые дети, которые кривлялись и дразнили Деда Мороза, – посохом по лбу.
Поздравляли открытками
И конечно, все посылали друг другу новогодние открытки. Точная дата появления российской новогодней открытки неизвестна. Однако многие историки связывают это событие с именем известного художника Николая Николаевича Каразина (1842 - 1908), чьи последние работы датированы 1901 годом.
Во второй половине XIX века пошла мода на новогодние открытки, оформленные в позаимствованном у европейцев сентиментально-лубочном стиле, а затем в советском.
Не оливье, а селедка под шубой
Любимый многими салат оливье на праздничном столе накануне 1920 года редко у кого был на столе. Гораздо чаще на торжества подавали селедку под шубой. Несмотря на то, что рецепт оливье известен с конца XIX века, народную любовь он обрел лишь в 50-х годах XX века. Традиционный рецепт блюда принадлежит авторству французского повара Люсьена Оливье, державшего в Москве в начале 1860-х годов ресторан французской кухни «Эрмитаж». В состав салата входили жареный рябчик, картофель, свежие огурцы, каперсы, оливки, соус провансаль, соус кабуль. При советской власти из кулинарных сборников буржуазное название «Оливье» исчезло. Появился просто «Салат из дичи». А в 1955 году дичь заменили курицей и официально назвали салат «Столичным», а вариант с вареной колбасой – «Московским». Последний и «прописался» на новогоднем столе.
Без пузырьков шампанского
Главным новогодним напитком, который положено торжественно открывать за минуту до боя курантов, шампанское стало только в 60-е годы. До этого пили вино, водку. Само «Советское шампанское» было придумано еще в 1928 году (до этого игристое вино считалось пережитком буржуазного прошлого). Но его было мало, и доступно оно было только партийной элите. Первым массовую партию шампанского выпустил в 1947 году Ленинградский завод шампанских вин, с 1958 года шампанское изготавливали на Московском заводе. Примерно к 1960 году праздничная бутылка венчала практически каждый новогодний стол.
Подготовила ОЛЬГА БАЛАШОВА
В материале использована информация открытых интернет-источников
Фото: www.babyblog.ru