«Идея открыть собственный магазин родилась, когда я находилась в декретном отпуске со вторым ребенком, - говорит Екатерина, владелица магазина детской одежды и мама двоих детей. - Я понимала, что работать в организации, имея маленьких детей, будет сложно, к тому же хотелось самостоятельности. Взвесив все «за» и «против», решила попробовать. Нашла помещение, изучила массу информации о производителях детских товаров, познала тонкости юридических вопросов. Но сделать первые шаги, признаюсь, было страшно. Терзали сомнения: а вдруг не получится? А если закроемся? Реально оценивая риски, я, экономист по образованию, старалась все просчитать.
По словам Екатерины, она не ждала сиюминутного большого дохода. Но время идет, и ее магазин успешно работает вот уже пять лет. «Должна признаться, что ведение собственного бизнеса отнимает гораздо больше времени и сил, нежели работа пять дней в неделю, - смеется женщина. - Я заблуждалась, рассчитывая, что стану свободной. Бизнес, большой или маленький - это нелегкий труд и огромная самоотдача».
Многие женщины, скрывающиеся за скромной аббревиатурой ИП (индивидуальный предприниматель), знают, что решение уйти в свободное плавание - очень важный и смелый шаг. Причем далеко не всех на этом поприще ждет успех.
«Почему я открыла свое дело? Во-первых, хотела заниматься тем, что нравится, во-вторых, получать прибыль, - откровенничает Светлана Гусарова. Женщина замужем, вырастила сына, сейчас воспитывает внука. Семь лет назад Светлана открыла агентство «Антибанкир». - Раньше моя жизнь была похожа на жизнь большинства: каждый день ходила на работу, получала неплохую зарплату, работа нравилась. Но настал момент, когда поняла, что впереди тупик. Идти дальше некуда, я себя исчерпала. Тогда-то пришла идея построить свой бизнес. Я основала агентство правовой помощи должникам. Надо признать, интуиция не подвела. Замечу, что уйти от работодателя в самостоятельное плавание очень непросто. Ты должен нести ответственность за себя, у тебя не будет зарплаты в определенные числа (ее вообще может не быть), твой доход зависит только от результата работы. ».
«Главное — найти идею, которая тебя зажжет»
«Путь к успеху был тернист. Салон красоты я открывала десять лет назад в условиях финансового кризиса, когда многие закрывались. Всему училась сама, никто не помогал, - рассказывает о своем опыте Ирина Тимкова, основательница и руководитель центра красоты и релаксации, бизнес-тренер, любимая жена, мама двоих сыновей. - В то время не было ни курсов, ни школ, ни вебинаров по открытию салонов, но я все пропускала через себя, сама тестировала все услуги, крутилась, пробовала, экспериментировала... Конечно, приходилось воспитывать в себя мужские качества - терпение, целеустремленность, жесткость, требовательность. Для меня до сих пор самый ценный сотрудник тот, кто идет к успеху через трудности. Такие люди нацелены на результат, они на самом деле умеют работать. А успех будет. Главное — найти идею, которая тебя зажжет».
Несмотря на то, что к присутствию дам в российском бизнесе вроде начали привыкать, положение женщины в этой сфере все-таки до конца не определено. Кто она: представитель слабого пола или начальник? Тем не менее, по данным статистики, около 56% респондентов позитивно относятся к женщинам в бизнесе. И лишь 17% не одобряют это занятие, поскольку женщины предпочитают строить карьеру и дело, а не выполнять главную задачу, предназначенную природой, — рожать детей и обустраивать семейное гнездышко.
Но те представительницы прекрасного пола, которые добились успеха и в работе, и в личной жизни, разрушают последний стереотип: семья и бизнес вполне совместимы.
Женщинам -свое, мужчинам - свое
«Бизнес-идеи, которые подходят для женщин, существенно не отличаются от бизнес-идей для мужчин, - говорит Светлана Ельчанинова, директор центра иностранных языков, замужем, воспитывает двух детей. - Однако есть и серьезные факторы, которые влияют на направленность бизнеса, организованного женщиной. Это интересы - у женщин они, как правило, другие, поэтому очень важно найти свое направление. Я педагог по образованию, мне нравится учить детей. Когда я создавала центр иностранных языков, то руководствовалась именно этим. Получать удовольствие от всего, что делаешь, – вот мое главное жизненное кредо. Бизнес меняет меня в положительную сторону, это моя возможность созидать и развиваться. Я получаю удовольствие от того, что помогаю детям».
Путь к открытию собственного дела у всех разный. У одних он начинается с обычного хобби и перерастает в успешный бизнес-проект, другие руководствуются желанием расти и развиваться дальше, третьи мечтают о бизнесе со студенческой скамьи. К примеру, Анна Сивакова открыла свое турагентство в 24 года.
«Можно сказать, что к созданию туристического агентства я шла целенаправленно, - рассказывает 29-летняя Анна Сивакова, владелица турагентства «Магазин туров». Получила два высших профильных образования, работала в крупных московских фирмах. Меня все устраивало, но я чувствовала в себе силы и хотела работать самостоятельно. Используя полученные знания и опыт, вскоре открыла собственную турфирму. В то время на коломенском рынке было много турагентств. Возможно, многие сомневались в нашем успехе, но нашей компании уже пять лет, мы активно растем. А нужны было всего две вещи – время и адский труд.
Считаю, что самое главное на пути к созданию бизнеса — смелость, а еще целеустремленность и терпение. Эти качества, наверное, основные. Ну и, конечно, идеей надо гореть так, чтобы позитивной энергией тебя питал даже самый скромный успех».
Кстати, по данным Росстата, 34% предпринимателей в России – женщины. Более 50% «женского» бизнеса сконцентрировано в сфере торговли и услуг. Меньше всего женщин-предпринимателей в промышленности – 15%. Открыть свой бизнес хотят более 50% россиянок, работающих по найму, 40% боятся начать дело из-за недостатка профессиональных знаний. В мировом рейтинге женского предпринимательства Россия занимает 56 место из 70.
Фото из личного архива респонденток
Ольга БАЛАШОВА