В царской Коломне есть два пути
«Отчасти живописность места тоже играла свою роль, - начинает свой рассказ коломенский писатель Роман Славацкий, - хотя храмостроение - это сложная история, и она далеко не ограничивается одной красотой. Должен был существовать и действительно существовал определенный план храмостроения».
По рассказу, Р. Славацкого, Коломна - имперский город, поэтому ее таинственная структура ярко выражена. Здесь прослеживаются две очень древние архитектурно-планировочные оси. Одна именуется Спасским путем, другая - Богородичным. Оба пересекаются на Соборной площади Коломны. О наиболее древнем - Спасском - пути пойдет речь в этом номере.
Спасский путь: от Богоявления к Воскресению
С тех пор, как Коломна в 1300 году была включена в состав молодого Московского княжества при святом Данииле Московском, она была мощнейшей опорой могущества Москвы вплоть до правления Ивана Грозного. Город был самым дорогим владением московских князей, которое передавалось по наследству старшему сыну. Поскольку Спаситель является покровителем княжеской власти, то именно Спасская архитектурно-планировочная линия выражена в нашем городе особенно ясно.
Богоявленский Голутвинский монастырь
В 1360-е годы около Коломны находился Спасо-Преображенский монастырь. От него в Коломенский кремль вела мощеная дорога через Спасские врата (ныне Пятницкие - прим. ред.). Когда человек входил через них, перед ним открывались два пути: одна дорога вела к епископскому дворцу, другая - к дворцу великокняжескому, с дворцовой Воскресенской церковью. Такой была основа Спасского пути.
Его основателем можно считать Симеона Гордого, дядю великого князя Московского Димитрия. Вероятнее всего, именно во времена правления Симеона и был заложен Спасский путь.
«Почему ворота назывались Спасскими? Дело в том, что главный въезд в город по константинопольской традиции посвящался Спасителю», - говорит Р. Славацкий. - На их лицевой стороне находилась икона Христа, которая защищала город и благословляла входящих во град. На обратной стороне врат находилась икона Пресвятой Богородицы».
Спасский монастырь
С появлением в 1374 году Богоявленского Голутвина монастыря Спасский путь в Коломне был продолжен. Люди, идущие из Протопопова от переправы через реку Оку, обращались к этому монастырю. Затем шли к Коломне, миновав Спасо-Преображенский монастырь (позднее символика была усилена созданием надвратной церкви, посвященной частицам Креста Господня) и через Спасские ворота входили в город. Оттуда открывался вид на храм Воскресения (позднее его освятили в честь праздника Воскресения Словущего).
Таким образом, Спасский путь символизирует путь Господа, а каждый храм или монастырь - посвященный Христу православный праздник. Получается, что путь идущих в Коломну следовал от Богоявленского Голутвина монастыря (выход Господа на служение) к Спасо-Преображенскому монастырю (явление Господа в своем подлинном виде апостолам на горе Фавор), далее проходил через Спасские врата (напоминающие о входе Господа в Иерусалим) в Кремль. Кремлевское кольцо - символ Небесного града. А заканчивается Спасский путь у храма Воскресения (символ смерти на кресте и воскрешения Господа Иисуса - Пасхи Христовой).
Пятницкие ворота
«Коломна - это великокняжеская резиденция. Мы нынче считаем себя провинцией, маленьким городком. Однако в XIV веке город ни по населению, ни по церковному, ни по военному и торговому значению не уступал Москве. Это был, по выражению Н.Д. Иванчина-Писарева, «соцарственный град». Теоретически Коломна даже могла стать «царицей» Московского княжества. Однако после Ивана Грозного город пришел в запустение...», - с сожалением замечает Роман Славацкий.
Древнейший и для многих тайный Спасский путь сохранился в Коломне и до наших времен. Жаль только, что Преображенский монастырь был утрачен. Нынче на его месте Авторынок… И сегодня, гуляя по городу, мы уже не придаем священным постройкам того смысла, который в них был заложен в древности. А неплохо было бы вспомнить об этом…
Храм Воскресения Словущего
В следующем номере газеты «Ять» мы прогуляемся по Богородичному пути Коломны и раскроем его тайное значение.
Благодарим за помощь в подготовке материала поэта, прозаика,
церковного историка, литературоведа, переводчика Р. Славацкого