Со времен Донского
Десяток километров от Коломны вверх по Москве-реке — и вы в старинном селе Черкизово. Свое название оно получило еще в XIV веке, когда великий Московский князь Дмитрий Иванович (Донской) пожаловал его воину Золотой Орды Серкизу, перешедшему на русскую службу. Так сельцо стало сначала Серкизовым, а потом и Черкизовым. Примечательно, что сам Серкиз, получивший коломенскую «прописку», был переименован в Ивана. А его внук Федор получил прозвище Старко. Соответственно, род его стал известен под фамилией Старковы. А в южной части Черкизова до сих пор существует погост Старки.
В конце XVII века владельцем Черкизова стал князь Михаил Алегукович Черкасский — он активно поддерживал Петра I, когда тот боролся за власть с царевной Софьей. Вплоть до 1861 года Черкасские владели Черкизовом и еще тринадцатью селениями Коломенского уезда.
Уроженец Коломны, известный богослов, философ и публицист Никита Петрович Гиляров-Платонов (1824-1887) оставил интересные автобиографические записки "Из пережитого". В них он описал и свои поездки в детстве в Черкизово, где жили его предки. "Длинный ряд княжеских каменных домов, почти на версту в длину, разнообразной, но замечательно изящной архитектуры, и притом расположенных со щепетильной симметрией, а впереди их три церкви, две по бокам и одна в середине, пред главным княжеским домом... В стороне от княжеской усадьбы, тоже по берегу, рассыпаны крестьянские избы, в несколько слобод, то есть улиц, все смотревшие зажиточно".
Растащили на части
Правда, сохранить свои богатства Черкасские не сумели — им пришлось продать имение, причем покупателей было несколько. Часть усадьбы перешла во владение московского финансиста Куманина, а тот перепродал ее столичному купцу А.И. Хлудову. Его потомки окончательно разорили усадьбу. «Все, что можно было вырубить, вырублено. Изящный дворец с не менее изящными флигелями, манеж, который бы сделал честь любому губернскому городу и не посрамил бы даже столицы, псарный двор в виде замка с башнями, оранжереи - все пошло на слом и продано в раздроб: кирпичи - одному, мраморные плиты - другому; бронзовые, чугунные украшения нашли тоже охотных покупщиков. На месте палат осталось голое место с тремя церквами, на которые не имела права посягнуть коммерческая рука», — так пишет о пришедшей в упадок усадьбе Н.П. Гиляров-Платонов.
Другой частью имения, примыкающей к погосту Старки, стал владеть коломенский мещанин. Примечательно, что деньги на покупку он накопил, работая ассенизатором в Москве. С ним связана интересная амурная история: пожилой мещанин влюбился в свою служанку Дуняшу из соседнего села Настасьино. Чувства были настолько сильными, что однажды под воздействием страсти и спиртного владелец имения перевел свое имение на Дуняшу. Сам же купил в Коломне двухэтажный каменный дом, где вскоре и скончался.
Эпоха Шервинских
Последним хозяином имения стал профессор медицины Василий Дмитриевич Шервинский. Оно досталось ему за 10 тысяч рублей. Шервинский известен в отечественной медицине как выдающийся терапевт, создатель русской эндокринологии. До покупки Черкизова Василий Дмитриевич работал врачом при правлении Рязано-Козловской железной дороги, был членом Коломенского земства. Деятельность В. Шервинского была отмечена и советской властью. За заслуги он получил звание заслуженного деятеля науки РСФСР, а особая грамота ВЦИК навечно закрепляла за ним усадьбу. В 1941 году Василий Шервинский скончался — его похоронили на Черкизовском кладбище, а через 20 лет прах знаменитого врача перенесли на Новодевичье кладбище в Москве.
Выдающимися деятелями были и двое сыновей Василия Дмитриевича — Евгений и Сергей.
Евгений Шервинский — архитектор, член-корреспондент Академии архитектуры, стал автором проектов нескольких столичных парков. Кроме того, под его началом была проведена реконструкция бывшей Шереметьевской больницы Москвы (сегодня - институт им. Склифосовского). Евгений Васильевич немало сделал и для ставшего родным Черкизова. В 1911 году по его проекту в селе построили школу, в которой больше 70 лет училась местная ребятня. Кроме того, Евгений преобразовал старый, примыкавший к дому Шервинских парк в новый сад.
Второй сын Шервинского, Сергей, состоялся в филологии. В наши дни Сергея Васильевича знают как известного писателя и переводчика. А свои первые стихи Сергей написал именно в Черкизове — тогда мальчугану было всего пять лет.
По приглашению Сергея Васильевича в усадьбе Шервинских гостила целая плеяда звезд русской литературы: Анна Ахматова, Валерий Брюсов, Борис Пастернак, Михаил Лозинский.
А рядом с флигелем Шервинских снимали дачи поэты, переводчики, искусствоведы. Память о выдающейся семье увековечена мемориальной доской, установленной на здании старой Черкизовской школы в 1988 году.
В 2014 году началось восстановление сохранившегося флигеля усадьбы Шервинских, в котором в советское время были сначала детский дом, потом дом инвалидов.
Использованы материалы из книги Анатолия Кузовкина «Окрест Коломны» (1995)
Благодарим за помощь в подготовке материала Евгения Ломако