Масоны - таинственное общество, секреты которого передавались от поколения к поколению, а его влияние, как говорят, до сих пор безгранично.
Писатель Роман Славацкий назвал имена коломенских масонов, а также рассказал о знаках, которые они оставили в нашем городе...
Масонство зародилось в бытовке
Сейчас о масонстве можно узнать многое - например, из Интернета. За сотни лет тайны выплыли наружу, но сведения разнятся. Поэтому мы обратились к писателю из Коломны Роману Славацкому, чье мнение авторитетно. «Масонство - старинное объединение, - говорит он. - Зародилось в Средневековье. Готические соборы XIII-XIV веков строили простые каменщики и специалисты, включая архитекторов и скульпторов. Были мастера, которые умели тесать камень особым способом. Они называли себя свободными каменщиками - масонами».
Масонская техника обработки камня была засекречена. Чтобы сохранить ее в тайне от остальных, масоны придумали для общения друг с другом шифр. Собирались они в так называемых ложах. «Откровенно говоря, ложа - это деревянная бытовка, в которой мастера встречались после работы, - поясняет Р. Славацкий. - Там они обсуждали шифры, технику обработки камня, вырабатывали общую позицию общения с конкурентами. Такие встречи часто заканчивались хорошей попойкой».
«Наивные люди!»
Традицию лож подхватили английские джентльмены. «На рубеже XVII- XVIII веков в Англии сложилась система закрытых клубов, где собирались по интересам: рыболовы, любители искусства и тому подобное, - продолжает собеседник «Ять». - Возникла мода и на масонские ложи».
На собрания строителей и архитекторов стали проникать покровители - сливки общества, не имевшие к обработке камня никакого отношения. Постепенно в масонских ложах самих строителей осталось мало.
А в начале XVIII века в «жизни» масонского движения произошло важное событие. Английский архитектор сэр Кристофер Рен, строитель собора Святого Павла в Лондоне, создал регулярное масонство. «Он объединил систему клубов с философией герметизма, базирующейся на алхимии. Ее главные задачи - создание философского камня, - говорит Р. Славацкий. - Камень должен был продлевать человеческую жизнь и создавать золото. Искали не просто золото, а «живое золото», которое могло бы размножаться, как растение. Так они рассчитывали облагодетельствовать человечество. Наивные люди! Очевидно, они не читали ни Адама Смита, ни Дэвида Рикардо, ни тем более Карла Маркса. Иначе бы масоны знали, что за счет увеличения ценного материала невозможно провести социальную реформу: если золота будет много, оно потеряет в цене».
Роман Славацкий иронизирует. Ведь, по его же мнению, у алхимии, которой так увлеклись масоны, огромные заслуги перед наукой. Пока масоны искали философский камень, пытаясь превратить одно вещество в другое, случайно открывали новые химические элементы.
Масоны скрывали труды от правителей
Масоны-алхимики понимали, что золото и философский камень - страшное оружие, которое можно было бы использовать не только во благо человека, но и во вред, и старались не попадаться в лапы светских и церковных властителей. «В связи с этим их писания, работы были окружены глубокой тайной, - рассказывает Роман Славацкий. - Алхимические сочинения состояли сплошь из символов и шифров. А так как герметизм - направление христианское, в трудах масонов-алхимиков масса цитат из Священного писания».
Считалось, что достичь результата может только человек с абсолютно чистой душой, что душу надо совершенствовать так же, как учиться обрабатывать грубый камень. Отсюда вся обрядовость.
В итоге основными занятиями масонов XVIII века стали алхимия, изучение трудов предшественников, благотворительность и, что очень важно, просвещение. Они считали своим долгом научить читать и мыслить как можно большее число людей. Кстати, женщин в масоны не допускали, считая их слишком легкомысленными для высокой духовной работы над собой.
Коломенские масоны
Николай Иванович Новиков - российский журналист, издатель и общественный деятель, крупная фигура русского просвещения, масон. В XVIII веке в России было очень модно подписываться на его книги и журналы. Сам он был коломенским помещиком, его родственники тоже жили в Коломенском уезде.
«Имение Новикова находилось в селе Авдотьино, которое ныне входит в Ступинский район, - делится своими изысканиями писатель Роман Славацкий. - В Коломне последователи масонского учения присутствовали, хотя ложи как таковой, по моим сведениям, в городе не существовало. У Новикова колоссальный диапазон книг и журналов, которыми он активно торговал. В Коломне у него были контрагенты, например, купцы Хлебниковы. Также его книги попадали в собрания известных коломенцев - Жукова, Мещанинова и, возможно, Ивана Ильича Ложечникова, отца писателя Ивана Лажечникова. Иван Иванович говорил, что был знаком с Новиковым. Хотя мог и соврать - Иван Иванович был любитель присочинить».
Новиковская библиотека была и у владыки того времени, епископа Афанасия (Иванова). Его кафедральным городом считалась Коломна. Он дружил с Николаем Ивановичем. Митрополит Московский и Коломенский Платон - придворный проповедник, законоучитель наследника императорского престола, член Святейшего Синода, тоже ценил труды Новикова, как и владыка Феодосий, правивший в Коломне в 60 - 80-е годы XVIII века.
На знаменитом рисунке архитектора Матвея Казакова «Соборная площадь» 1778 года видно кусочек архиерейского подворья. Над ним характерные для масонов пирамидки - пинакли. Очевидно, готическая декорация существовала уже тогда. Особенно расцвело готическое строительство в Коломне при Афанасии (Иванове), когда капитально перестраивались ограды коломенских духовных построек - монастырей и архиерейского дворца. Они задумывались как места духовной мощи, энергетические центры, которые бы окружали Коломну и создавали духовное напряжение. Кто конкретно строил эти ограды - загадка, раньше их приписывали Казакову.
Масонские здания и знаки в Коломне
Культурный центр «Дом Озерова» и Вознесенскую церковь, находящуюся неподалеку, строил масон Матвей Казаков.
«Треугольник с Оком внутри - важнейший масонский символ, - рассказывает писатель Роман Славацкий. - Речь о Всевидящем Оке Господа, символе Провидения. Оно напоминает нам: прежде чем совершить какой-то поступок, не грех бы и подумать. Треугольник означает «направление вверх». Это призыв к самосовершенствованию, вере и духовности. На фронтоне храма Иоанна Богослова в Старой Коломне есть такой треугольник с Оком».
Масоны очень ценили цифровые символы. Они были уверены, что число обладает мощной духовной энергией. «Четверка» означает «камень», четырехугольник, христианский символ. Именно поэтому у оград Голутвино-Богоявленского монастыря (сейчас Старо-Голутвина) и Бобренева монастыря изначально выстроили четыре узловые башни. «У Брусенского монастыря прослеживается пятерица - четыре башни и колокольня, - говорит Р. Славацкий. - Пятерица — пятилучевая звезда, символ Богородицы и воплощения Господа. У колокольни Ивана Богослова было то же самое. Пятилучевая звезда — не только иудейский символ, а изображение с очень древней символикой. Масоны вписывали в нее букву «Г», которую трактуют как «Бог» или «Гармониа», то есть гармонию, построенную великим архитектором Вселенной - Богом. Хотя изначальная колокольня не сохранилась до наших дней, символ мировой гармонии у нее был».
Восьмилучевая звезда - знак грядущего Спасителя и шифр масонства есть в Коломне на монастырских оградах.
Фото: редакция, Интернет