17 мая 1858 года в первый рейс из Москвы в Коломну отправился пароход «Николай». Эту дату принято считать днем основания Московского речного пароходства и «Порта Коломна».
Конечно, сначала это было совсем не то предприятие, которое мы знаем сегодня. Развитие порта началось с маленькой пристани под названием «Коломна». На рубеже XIX-XX веков она перерабатывала различные грузы, в основном нефть, керосин, лесные материалы.
В 1930 году состоялось знаменательное событие - открытие Северского шлюза. Оно дало толчок к развитию грузовых и пассажирских перевозок: Москва-река стала судоходной.
Активное развитие речного движения очень скоро привело к тому, что в затоне пристани «Коломна» зимовали десятки барж и пароходов. Все они ходили много лет и нуждались в ремонте. А потому с каждым днем острее вставал вопрос об оборудовании собственной механической мастерской, кузницы, техническом оснащении пристани оборудованием, позволяющим вести добычу песка и гравия. Все эти задачи были успешно выполнены.
Развивалось и пассажирское направление. К 1938 году пристань имела три пассажирских катера и пассажирские пароходы «Сигнальщик», «1 Мая». Пассажирский флот предназначался для перевозки населения по Москве-реке и Оке в пределах Луховицкого, Коломенского и Озерского районов.
В годы войны баржи разгружали женщины
О начавшейся Великой Отечественной войне речники Коломны узнали 22 июня 1941 года из выступления по радио. Война потребовала пополнения армии. Мужчины массово уходили на фронт. На их места прибывали женщины. Каждый день на разгрузку и погрузку барж выходили домохозяйки и члены семей служащих пристани, в том числе подростки. Работа на пристани не прекращалась все военные годы. Речники добывали песок, доставляли военные грузы, перевозили раненых.
«Пристань» сменили на «порт»
8 апреля 1975 пристань «Коломна» была переименована в порт «Коломна».
В 1988 году начальником порта был выбран директор Криушского судостроительного завода Владимир Алексеев, который занимает эту должность и сейчас.
В январе 1994 года решением трудового коллектива «Порт Коломна» преобразован в акционерное общество. Коломенское предприятие отделилось от Московского речного пароходства и отправилось в «свободное плавание».
В десятке лучших
На сегодняшний день основным видом деятельности АО «Порт Коломна» является грузоперевозка внутренним водным транспортом. Предприятие входит в десятку крупнейших судоходных компаний, работающих в России с долей рынка около 4%. На балансе «Порта Коломна» - 135 судов, из них 65 - самоходные . Порт имеет собственное судостроительно-судоремонтное подразделение. Его основа - слип, способный поднимать суда весом 2000 тонн и длиной 120 метров.
За последние 10 лет АО «Порт Коломна» построило 10 и модернизировало 40 судов.
Объем грузовых перевозок составляет 5 млн тонн в год.
Общая численность сотрудников холдинга - 1250 человек, из них 800 трудятся на самом предприятии.
География перевозок обширна: от Санкт-Петербурга до Соликамска, от Петрозаводска до Ростова-на -Дону.
Расширенная принт-версия - в газете «Ять»