Предпочел остаться в Коломне
Свои первые шаги в футболе маленький Миша сделал в девять лет, когда записался в детскую школу группы подготовки команды «Авангард», которую тогда тренировал Станислав Храбров. Михаил Малофеев играл нападающим за мальчиков и юношей и, несмотря на то, что многие партнеры были старше его самого, он регулярно играл в команде старшего возраста, где демонстрировал гораздо более зрелую игру, чем остальные.
Уже в 17 лет Михаила стали привлекать к матчам «Авангарда», который в то время играл в чемпионате СССР по классу «Б». В 1968-м он получил приглашение в сборную РСФСР, а чуть позже приглянулся тренеру юниорской команды Советского Союза Евгению Лядину, который набирал и готовил ребят к предстоящему чемпионату Европы 1969 года. По окончании сезона Малофеев встал перед непростым выбором: продолжать играть в Коломне или ехать на сборы со сборной СССР.
В итоге тогдашний тренер «Авангарда» Анатолий Ульянов уговорил юного нападающего остаться в родном городе, и следующий сезон Михаил начал в основе коломенской команды.
«Дан приказ ему на Запад»
Карьера Малофеева продолжала стремительно развиваться. Уже в дебютном матче чемпионата-1969 он принес «Авангарду» победу над витебской «Двиной», став обладателем приза автору первого гола сезона. А июльский товарищеский матч с московским «Спартаком» помог ему впервые всерьез заявить о себе как о большом таланте, благодаря чему в конце сезона руководство москвичей взяло коломенского форварда на карандаш.
Долгожданная встреча должна была состояться на перроне Казанского вокзала. Именно там тренер-селекционер красно-белых Анатолий Коршунов ожидал коломенца, но тот не приехал. Дело в том, что незадолго до этого Михаил оказался в раздевалке минского «Динамо», за которое тогда успешно выступал его брат Эдуард. Присутствовал в ней и Василий Минович Шкундич – генерал-майор, который являлся председателем «динамовского» клуба. Поинтересовавшись у незнакомца насчет его нынешней команды, Шкундич получил ответ, что тот собирается в «Спартак». Но генерал-майору очень хотелось, чтобы Михаил стал игроком «Динамо», а отказать людям такого калибра, как он, было попросту невозможно. Посоветовавшись напоследок со своим братом, в следующем году Малофеев-младший отправился в Минск.
Ошибка детства
В «Динамо» Малофеев провел четыре года. Там он был капитаном дублирующего состава, но за основу играл редко. Многие предсказывали ему еще более яркое будущее, чем у брата, но судьба распорядилась иначе. В Минске у Михаила обострились симптомы бронхиальной астмы, которой он страдал с детства после того, как поздней осенью решил с друзьями искупаться в Оке. После обследования врачи вынесли неутешительный вердикт: либо большой футбол и играть на таблетках, либо сохранить здоровье, но завязать с любимым делом на профессиональном уровне.
Малофеев выбрал последнее. Оставив белорусскую столицу, он уехал в Рязань играть за местный «Спартак», но во время сборов болезнь вновь напомнила о себе. Михаил был вынужден покинуть рязанский коллектив и вернуться в Коломну.
Учитель Мостового
В родном городе Михаил наконец-то почувствовал себя комфортно. «Ока», ставшая его следующей командой, регулярно боролась за звание чемпиона области и завоевывала титулы, став новым флагманом коломенского футбола. К тридцати годам Малофеев все же повесил бутсы на гвоздь, решив заняться тренерской деятельностью.
Работа тренером принесла Михаилу Малофееву немало успехов. В его команде «Урожай» из Останкина раскрылась будущая звезда российского футбола - Александр Мостовой. Также он открыл дорогу в футбол многим коломенцам, ставшим в 1990 году чемпионами Московской области среди юношей. Среди его воспитанников – Василий Рожнов, Валерий Бор и многие другие.
Далее Михаил Васильевич уехал тренировать в Краснодарский край и вывел местную команду во Вторую лигу. Но из-за чеченской войны возникла реальная угроза жизни, поэтому в очередной раз пришлось возвращаться в Коломну.
Невостребованный опыт
Однако дома он неожиданно оказался никому не нужным. Никто из руководителей не стал обращаться к уникальному специалисту, в большинстве случаев мотивируя свое решение укомплектованностью рабочих мест. Удивительно, но с тех пор прошло уже более 15 лет, и ничего не изменилось. Михаила Васильевича продолжают не замечать, и ветерану лишь остается сетовать на свою невостребованность. Впрочем, в свои 67 он полон неиссякаемого оптимизма и надеется, что еще сможет передать свои бесценный опыт и знания будущим поколениям футболистов — во славу родного города.
Никита Шилягин
Фото автора и из архива М. Малофеева