Вода из рек стала опасной
Чугунная колонка тонкого литья трех метров в вышину - именно так был оформлен в Коломне водопровод, проведенный в 1902 году. Всего по городу таких водоразборных башенок было восемь. На каждой значилось: «Дар городу Коломне от почетной гражданки Марии Николаевны Шевлягиной». Местные жители так и прозвали эти колонки - «шевлягинскими бассейками», по имени известной коломенской благотворительницы Марии Шевлягиной, вдовы богатого коломенского купца Николая Шевлягина, которая дала городу деньги на открытие водопровода. Коломенский водопровод стал первым в Московской губернии городским водопроводом с чистой артезианской водой.
Водопровод для Коломны был насущной необходимостью, потому что в городе не имелось здоровых источников воды. Жители брали питьевую воду из Москвы-реки, Коломенки, Репинки, из прудов и колодцев. Те, кто победнее, носили воду в бадьях и ведрах, а кто побогаче - покупали с телеги у водовозов, развозивших воду по посаду. С развитием промышленности и появлением большого числа заводов, которые использовали речную воду в производственных целях, она стала непригодной для питья и нередко становилась источником вспышек холеры и инфекционно-кишечных заболеваний. Власти осознавали потребность в чистой воде, но не могли ничего поделать из-за отсутствия достаточных средств в казне.
И вот тогда они обратились за помощью к Марии Шевлягиной, состояние которой оценивалось примерно в 40 миллионов рублей. Хорошо понимая потребность горожан в чистой воде, благотворительница дала согласие финансировать строительство водопровода через свой банк, но при одном условии. Чтобы контролировать расходование средств, Мария Николаевна пожелала иметь своего родственника, владельца кожевенной лавки Михаила Ивановича Посохина, городским головой. Гласные (сейчас бы мы сказали - депутаты) городской думы пошли ей навстречу, и на деньги, выделяемые Шевлягиной, начались работы.
Обратились к москвичам
В марте 1897 года городская дума создала исполнительную комиссию, которой было поручено заняться строительством водопровода. Так как в соседних с Коломной городах водопровода не было, члены комиссии обратились за помощью к московским специалистам (как известно, в Москве водопровод существует с екатерининских времен). И уже 13 июля 1897 года московские специалисты фирмы фон Вангеля приступили к бурению артезианской скважины недалеко от Маринкиной башни, а затем пробурили рядом с первой и вторую.
27 октября с глубины 120 метров уже появилась вода. Первую четверть (так называли трехлитровую бутылку) сразу отправили на исследование в Московский химико-биологический институт Блюменталя, где воду признали вполне пригодной для питья.
Таким образом, первоочередная задача - добыть воду из-под земли - была решена. И теперь требовалось доставить эту воду в разные точки города. Водопроводная комиссия определила улицы, по которым стоило проложить водонапорную сеть, и места, где поставить водоразборные колонки, получившие название «шевлягинские бассейки». Это были массивные, высокие, художественно оформленные колонки, из которых все желающие могли брать воду в свою тару совершенно бесплатно.
Самая большая колонка стояла на Житной площади, неподалеку от часовни Александра Невского (сейчас это площадь Двух Революций).
Возвели ажурную водонапорную башню
Для того чтобы вода равномерно распределялась по трубам до водоразборных колонок, требовалось возвести водонапорную башню. Для реализации этой непростой задачи строители водопровода обратились к работникам московского завода А.В. Бари, предлагающего водонапорные башни конструкции инженера Владимира Шухова. Отличительная особенность шуховских конструкций - ажурное гиперболоидное «плетение» башни. Такая «сетчатая» поверхность получалась за счет пересечения ряда прямых железных уголков, из которых делался остов башни. На самом верху 45- метровой конструкции находился резервуар, вмещающий 10 тысяч ведер воды. Молебен по поводу закладки шуховской башни состоялся 7 мая 1902 года. Строили ее быстро, и уже в том же году коломенцы могли любоваться высокой металлической конструкцией и пить чистую артезианскую воду. Стоит отметить, что Мария Шевлягина строго следила за ходом строительных работ и выделяла средства на каждый этап, включая строительство временной водокачки, водонапорных сетей, установку водоразборных колонок и возведение водонапорной башни.
В 1908 году из 30 тысяч населения водопроводную воду употребляли 24 тысячи человек. Полный годовой расход воды составил 15 млн ведер.
К слову, обслуживание водопровода обходилось дорого - 10 тысяч рублей в год. Тысячу брали из городского бюджета, тысячу с владельцев тех домов, куда поступала вода, а 8000 давала Мария Николаевна Шевлягина. Но после революции, в годы гражданской войны водопровод стал ветшать, дров не хватало, и 1 марта 1921 года в городской газете была опубликована заметка с таким текстом: «В Коломне два дня, суббота и воскресенье, из-за отсутствия топлива не работала водокачка, и город остался без воды». В тот же день на 86-м году жизни остановилось сердце Марии Николаевны Шевлягиной.
Бассейку восстановили
К сожалению, время не пощадило и бассейки, названные в честь коломенской благотворительницы. Шли годы, и водоразборные колонки исчезли с улиц города… И лишь спустя полвека, в 2013 году, одна из водоразборных башен, полностью повторившая облик своих предшественниц, была восстановлена и подключена к системе городского водопровода. Стоит она на бывшей Молочной площади, напротив Фабрики коломенской пастилы. Как и много лет назад, сюда приходят люди, чтобы утолить жажду и набрать чистой воды. Современная Шевлягинская бассейка – это не только и не столько памятник коломенскому водопроводу. Это памятник традициям благотворительности в Коломне и увековечение памяти о Марии Николаевне Шевлягиной, подарившей родному городу чистую воду.
В материале использована информация
из книги А.И. Кузовкина «Земляки-коломенцы»