С 2011 года Федеральный закон об ОМС (№326) позволяет пациенту закрепиться за любой поликлиникой, которую он пожелает. Можно выбрать понравившуюся поликлинику не только в родном городе, но и в любом уголке страны, причем независимо от прописки, об этом написано в законе.
Журналист KS Ирина Летова решила проверить, как это работает в Коломне.
***
Прописана я в сельской местности, то есть и врачи мне были положены главным образом сельские. Однако я, как и многие, предпочла жизнь городскую, поселившись в Коломне.
Журналисты, как это ни странно, тоже люди, и бывает, болеют. А пользоваться государственной поликлиникой лучше той, что поближе. О качестве обслуживания тут речь не идет, ведь «бесплатная» медицина в России похожа на русскую рулетку: повезло с хорошим врачом - ты счастливчик!
Итак, передо мной встал непростой выбор: поликлиника № 1 либо № 2. Посоветовавшись со знакомыми и близкими, отдала свое сердце колычевской. Вроде и здание поновей, и младший персонал повежливей.
Звоню в приемную 2-й поликлиники. Женщина на том конце трубки, вероятно, секретарь, пребывает в нестабильном эмоциональном состоянии. На протяжении всего разговора она несколько раз меняет тон с вежливого на слегка раздраженный. Даже как-то неудобно отрывать ее от более важной работы.
Узнаю от нее, что адрес в Коломне, где я проживаю, не входит в обслуживаемый поликлиникой № 2 участок.
- А почему нельзя прикрепиться к любой поликлинике? - спрашиваю я.
- Нет, нельзя. Потому что у нас нет врачей, все переполнено, и если вы вызовете врача на дом, будет проблема. К вам придут из другой поликлиники, начнется катавасия с больничным, - отвечает женщина из приемной. Кстати, отдельное спасибо ей за ценное предупреждение.
Звоню в поликлинику № 1, где сообщают, что заявление можно написать и оставить у администратора с 7.00 до 20.00. Администратор 1-й поликлиники должен находиться в здании бывшего роддома, куда переехали врачи на время ремонта в основном здании.
В тот же день иду в бывший роддом. С порога сталкиваюсь с прелестями госбольниц. В коридоре женщина в халате громко спорит с пациенткой, почти срываясь на крик. «О, отечественная медицина! О, неиссякаемый источник вдохновенья!» - думаю я и ищу стойку администратора. Натыкаюсь на объявление: «Администратор. Каб. 19-36». Что бы это значило? Как же его так разнесло по кабинетам?
Поднимаюсь на второй этаж и радостно подхожу к столику. Возле него две скучающие девушки. «А администратора нет. Сами стоим ждем», - сообщают они.
Через энное количество времени мы втроем идем по кабинетам в поисках администратора. Возвращаемся ни с чем. Опять ожидание.
Неожиданно за стол садится дама в белом халате. По-видимому, ее попросили подменить отсутствующего сотрудника. Дама сильно раздражена и этого не скрывает. Девушке передо мной понадобилась ручка, чтобы заполнить заявление.
- У меня только одна ручка, и она мне нужна! - заявляет медработник.
Мы с девушкой смотрим друг на друга в поисках выхода. У меня ручки не оказалось: забыла положить в сумку - наверное, впервые в жизни. Девушка все же ручку в своей сумке отыскивает. Прошу ее поделиться. «Но тогда мне придется еще ждать, пока вы допишете», - расстраивается она. Никогда в жизни я так не желала шариковой ручки! Вылавливаю в коридоре первого попавшегося врача с вопросом: «Ручка есть?»
Врач сильно удивилась, возможно, наглости, но достала из кармана собственную ручку и протянула мне.
Пока я заполняю заявление, администратор вступает в спор с недавно подошедшей женщиной, которая пытается взять в инфомате талон к травматологу.
- Вы к кому берете? - спрашивает администратор.
- К травматологу, у меня лежачий больной получил травму! - отвечают ей.
- Он к вам не приедет! - заявляет дама в белом халате и объясняет посетительнице, почему врач не приедет к травмированному больному.
Подписав бумаги, передаю «администратору».
- Когда мое заявление рассмотрят? - интересуюсь я.
- Не знаю.
- Ну хоть сориентируйте: три дня или месяц.
- Не знаю. Администратор в отпуске.
- А заведующий поликлиникой это знает?
- Нет.
На этом заканчиваю свой грустный эксперимент. Ведь это грустно, когда медработники калечат людей своим раздражительным отношением. Грустно, когда в больнице не хватает необходимых (!) специалистов, нет элементарных вещей. Я, конечно, не о ручке. Например, в местной стоматологии нет ни обезболивающего (пациенты покупают его за свой счет), ни пленки для рентгена...
В преддверии Дня медика хочется выразить надежду, что ситуация изменится: и в отношении людей к людям, и в отношении власть предержащих - ко всему отечественному здравоохранению. А то вымрем ведь, как мамонты. С наступающим!