KS получила официальный ответ на запрос в КБМ по поводу вертолетов, несколько дней летавших над Коломной на небольшой высоте. Публикуем ответ полностью:
"9 ноября АО "НПК "Конструкторское бюро машиностроения" и Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля проводили плановые испытания бортовой аппаратуры комплексов управляемого ракетного вооружения, устанавливаемых на вертолетах. Пусков ракет не осуществлялось. Никакого влияния на климатическую обстановку полеты вертолетов не оказали.
Маршруты и зона полетов согласованы с Управлением воздушного движения. Все испытания проводятся в четком соответствии с действующим законодательством, инструкциями по технике безопасности и другими нормативными документами.
Установкой управляемого ракетного вооружения на боевые вертолеты КБМ занимается более чем полвека. Первый противотанковый ракетный комплекс "Малютка" был размещен в 60-х годах на борту Ми-1.
В 1976 году был принят на вооружение Ми-24В с ПТРК "Штурм-В" - первый в мире вертолет со сверхзвуковыми ракетами.
Скорость ракеты не только повышает боевые характеристики комплекса. Она сохраняет жизни экипажу винтокрылой машины и сам вертолет.
Система управления ракет такова, что от момента пуска до поражения цели оператор должен непрерывно ее наблюдать. Как известно, критическое время ответной реакции - чтобы стрелок с земли мог прицелиться и выстрелить в столь заметную мишень - составляет 20 секунд. Ракета с дозвуковой скоростью выполняла боевую задачу на максимальной дальности за 30 секунд. Сверхзвуковая - за 15 секунд.
Поэтому появление ракет со сверхзвуковой скоростью полета было принято в войсках с восторгом. Боевая эффективность Ми-24 повысилась более чем в два раза. Ракета с кумулятивной боевой частью пробивала броню всех танков того периода.
За эту работу коллектив разработчиков получил Ленинскую премию. В том числе - первый заместитель главного конструктора КБМ Андроник Смбатович Тер-Степаньян. Многие специалисты были награждены орденами и медалями.
В 1979 году началась война в Афганистане. Советским войскам требовалась серьезная вертолетная поддержка. Без управляемых ракет на боевое задание летчики не вылетали.
Однако эти ракеты экономили. Каждая стоила, как легковой автомобиль. Старались поражать цели относительно дешёвыми неуправляемыми ракетами. Чтобы попасть в цель, приходилось делать серию пусков.
Так продолжалось до тех пор, пока кто-то не подсчитал, что выигрыша в деньгах нет. Пытаясь попасть в цель неуправляемыми ракетами, летчики накрывали площадь в гектар. В то время как одна ракета "Штурм" давала гарантированный результат: более 90 процентов отклонений ракеты от линии прицеливания на дальностях до 5 км входили в круг радиусом метр. "Штурму" дали зеленый свет.
КБМ продолжает оставаться основным разработчиком управляемого высокоточного ракетного вооружения для боевых вертолетов в России.
Новейший на сегодняшний день вертолет круглосуточного боевого применения Ми-28Н оснащен уже комплексом "Атака-ВН" с ракетой 9М120. Комплекс имеет дальность стрельбы 6000 метров. Осуществлять боевую работу могут одновременно десять вертолетов, не создавая друг другу помех. Вертолет может осуществлять пуск не только в режиме висения, но и в полете на скорости 250 км/ч.
Кроме ракет класса "воздух-земля" КБМ оснащает вертолеты управляемым вооружением класса "воздух-воздух", в роли которого выступают ракеты переносного зенитного ракетного комплекса. В ПЗРК реализован важный для летчиков принцип "выстрелил-забыл", что позволяет после пуска покидать занимаемую позицию немедленно, тем самым уходя от удара с земли.
Управляемое ракетное вооружение для боевых вертолетов - гордость Конструкторского бюро машиностроения. Коломенские ракеты спасли тысячи солдат и офицеров в Афганистане и вернули матерям живых сыновей. Комплексы "Штурм-В" и "Атака" получили высокую оценку в советских и российских войсках.
Вероника Ушакова,
пресс-секретарь АО "НПК "КБМ".