Новости партнеров
Не за горами учебный год. Заканчиваются три месяца свободы и отдыха, когда ребенок жил в своем режиме и имел много свободного времени. И даже если ваше чадо продолжало в каникулы посещать секции или кружки, с приходом сентября ритм его жизни ощутимо меняется.Адаптация касается всех
Конечно, имеет большое значение, в какой класс идет ребенок. Первый и пятый в плане адаптации самые тяжелые. И о них стоит говорить отдельно. Но это не значит, что во все остальные годы дети не испытывают нагрузку, связанную с вхождением в обучающий процесс. Поэтому дальше буду описывать общие моменты, которые характерны для начала любого учебного года, независимо от возраста.
Важно понимать, что для ребенка три месяца - это гораздо дольше, чем для взрослого. И после столь большого перерыва вернуться к школьной жизни не так уж просто. Вспомните, с каким чувством вы сами возвращаетесь к рабочим делам после продолжительного отпуска.
У каждого свой способ
Так же, как и взрослые, дети имеют свои уникальные способы приспособления и по-разному реагируют на изменение внешних условий. Как родителям нам важно быть наблюдательными, не пытаться переделывать своих отпрысков, а помогать им больше узнавать самих себя. Через наше отражение им будет проще понять, как именно они это делают, и не уйти в какую-либо из крайностей.
Опишу две наиболее ярко выраженных стратегии:
1) Школьник быстро загорается в начале учебного года. Он готовит дома рабочее место, наводит там идеальный порядок. Первые недели старается отвечать на уроках. Записывается на все предстоящие конкурсы и олимпиады, просит отвести его сразу в несколько кружков. Проблемой здесь становится то, что дети быстро перегорают. Энергия заканчивается и остается мало сил, чтобы дотянуть до следующих каникул.
Отражаем: Ты сейчас отдохнул и у тебя много сил, тебе хочется и то, и другое. Если ты набираешь себе много разных дел, то ты быстро устаешь. Стоит подумать о том, что тебе сейчас по-настоящему важно, а от чего пока можно отказаться и вернуться потом.
2) Школьник долго раскачивается, "со скрипом" втягивается в учебу. Видно, что это дается ему тяжело, но зато, когда он входит в режим, достаточно спокойно выдерживает школьные нагрузки. Здесь ребенку будет нужна поддержка на переходном этапе.
Отражаем: Я вижу, что трудно войти в учебный режим. Будет легче, когда привыкнешь. Чем мы с папой можем тебе помочь?
Ложная тревога
Часто главный источник стресса для всей семьи - это наша родительская тревога. Вообще, тревога за детей - естественная и неотъемлемая часть родительства. Но есть тревога лишняя, которой можно избежать, если вовремя отследить ее происхождение.
Она берет начало:
- в завышенных ожиданиях от ребенка и сравнении его с другими.
Иногда мы забываем, что дети не роботы, а живые люди, которые еще только учатся жить. У каждого свои возможности, темп развития. Кому-то учеба дается легко, и он приносит отличные оценки. Другой ребенок хорошо справляется с гуманитарными предметами, а с точными науками - провал. Третий вообще далек от любой интеллектуальной деятельности, зато в спорте – супер! И каждый из них сможет найти место в жизни.
- В невозможности поверить в него.
Нам трудно поверить в своих детей, потому что никто по-настоящему не верил в нас. В нашем детстве считалось, что дети - это такие "недолюди", которых нужно постоянно поучать, корректировать и контролировать, иначе вырастет черт знает что. На самом деле в ребенке природой заложено стремление к развитию, в каждом есть свой потенциал.
- В фантазиях и страхах о будущем.
Принес двойку – "Ой, дворником будет!"; прогулял школу – "Все, пойдет по кривой дорожке!"; ленится – "Ничего из тебя не выйдет!" Мы склонны делать фатальные выводы, которые ничем не обоснованы.
- Принес двойку: да, неприятно. Наверняка он и сам расстроен. Спросите: "Как ты думаешь, почему так получилось?" Оценка - это всего лишь цифра, которая отражает то, насколько ребенок справился с конкретной учебной ситуацией.
- Прогулял школу: тоже можно обсудить. Возможно, не нашел контакт с педагогом. Может быть, это связано с отношениями между детьми. А может быть, просто устал.
Лень также не повод для тревоги. За этим явлением обычно стоят разные психофизиологические процессы, часть из которых вполне нормальна для определенного возраста.
Тревожные сигналы
А вот если вы замечаете устойчивое (в течение нескольких месяцев) наличие одного и более следующих признаков, то стоит задуматься о том, чтобы проконсультироваться со специалистом.
Признаки школьной дезадаптации:
Физиологические – слабость, головные боли, нарушение аппетита, нарушение сна, боли в животе, тремор, чрезмерная двигательная активность или заторможенность.
Поведенческие – приступы немотивированной агрессии, апатия, нехарактерная зажатость, ярко выраженное непринятие школьных правил (для начальной школы), регулярные трудноразрешимые конфликты со сверстниками и учителями, причинение физического вреда себе или окружающим.
Эмоциональные – подавленное настроение, устойчивое негативное отношение к школе, повышенная эмоциональная возбудимость, не свойственная темпераменту ребенка.
Познавательные – ребенок систематически не справляется со школьной программой, что подтверждается данными педагогов школы.
Родитель и учитель как сотрудники
Родители и учителя - это взрослые, которые должны сотрудничать, опираясь на принципы взаимоуважения, в интересах ребенка. При этом у них разные задачи.
Роль учителя подразумевает обучение, помощь ребенку в освоении учебного материала и оценка того, как школьник с этим материалом справляется.
Роль родителя базируется на безусловном принятии, эмоциональной поддержке, заботе о физиологическом и психологическом здоровье и создании условий для роста и развития ребенка.
Родитель получает обратную связь от учителя в виде оценок, а также при устном или письменном общении. Сам он также может помогать педагогу, сообщая об особенностях сына или дочери.
Степень родительской включенности в процесс адаптации после каникул будет сильно меняться с годами. Если в начальной школе многое вы делаете вместе, то к среднему звену и в старших классах ваша помощь может ограничиться эмоциональной поддержкой и решением организационных вопросов.
Чтобы помощь была именно помощью, а не гиперопекой (которая является дополнительной нагрузкой на психику ребенка) не забываем про волшебный вопрос: "Чем я могу тебе помочь?"
Всем легкого начала учебы!
С верой в вас и ваших детей, психолог Марина Загорная
www.psy-kolomna.ru