Из истории вопроса
10 июня в поселке Кратово Раменского района хозяин частного дома Игорь Зенков 1967 г. р. открыл стрельбу из охотничьего ружья по прохожим. В результате убиты или скончались от ран четыре человека.
На переговоры "кратовский стрелок" не пошел, не смог его уговорить и приехавший отец. Зенков обстрелял и закидал гранатами прибывший спецназ Росгвардии (несколько бойцов получили неопасные ранения). В результате штурм захлебнулся и стрелку удалось сбежать вместе с оружием, предварительно устроив пожар в собственном доме.
Однако сотрудники Росгвардии блокировали его в лесополосе неподалеку от поселка. Сдаваться он отказался и был убит.
3 июня в поселке Редкино Тверской области на одном из дачных участков собралась компания. В ходе употребления спиртного возник конфликт: 45-летний Сергей Егоров, работавший электриком, обиделся, когда компания усомнилась в том, что он служил в ВДВ. Отбыв домой, Егоров вернулся ночью с охотничьим карабином "Сайга" и застрелил почти всех "обидчиков" – девять человек.
Напомним, подобный случай произошел и в прошлом году, когда 8 мая обиженный байкерами 26-летний сотрудник ЧОП Илья Асеев застрелил из отцовского охотничьего карабина пятерых обидчиков. Инцидент произошел в Егорьевском районе. К сожалению, этот список можно продолжить...
Прокомментировать события и возможное ужесточение закона об оружии мы попросили нашего эксперта – охотоведа, директора коломенского магазина "Охотник" Юрия Соколова.
– Владельцы зарегистрированного оружия здесь ни при чем, – считает Юрий Борисович. – У "кратовского стрелка" не было разрешения на оружие, он был "черным копателем": искал оружие, ремонтировал его и продавал (еще не известно, кому – коллекционерам или криминалу). И его соседи знали об этом. Сложно представить, что при этом участковый ничего не знал. Так что это недоработка правоохранительных органов: они должны вести превентивную работу по предотвращению преступлений. А они погрязли в отчетах, у них нет времени на нормальную работу на местах, с населением. Участковый не должен закрывать глаза на то, что на его территории кто-то пристреливает оружие у себя на участке. Лицензионно-разрешительные отделы должны регулярно проверять регистрацию оружия, условия его хранения и эксплуатации, осматривать на предмет пригодности к работе и отсутствия конструктивных изменений. Но чаще всего правоохранителям для этого не хватает возможностей.
Насколько мне известно, в среднем в год происходит около 150 преступлений с применением легального оружия, причем сюда входят и случаи превышения самообороны, т. е. когда человек стрелял, защищаясь от нападения (а это очень скользкий вопрос: я считаю, что лучше отсидеть за превышение, чем быть убитым). Это капля в море.
Но ужесточение закона ударит именно по легальным владельцам оружия. К сожалению, у нас так во всем. Потому что запретить проще всего и удобнее для чиновников: не надо вести профилактическую работу, прилагать какие-то усилия – можно сразу отчитаться, что меры приняты.
Я не считаю, что должна быть вседозволенность, определенные рамки необходимы. Но чем эта законодательная инициатива кончится на деле? Введут еще одну процедуру, создадут еще одну контору, которая будет бланки выдавать, а люди будут платить дополнительные деньги. У нас чисто формально относятся к подготовке будущих владельцев оружия. А надо сосредоточиться именно на этом, контролировать, чтобы люди хорошо знали и исполняли закон, знали правила безопасного обращения с оружием.
Когда люди владеют оружием на законном основании, их можно контролировать, но как только мы из правового поля убираем какие-то нормы, появляются теневые схемы – запреты раскручивают маховик коррупции. Поэтому я считаю, что надо не запрещать, а вести работу по профилактике. В людях надо воспитывать социальную ответственность, тем более что подобные плохо оправданные запреты очень часто вызывают подспудные протесты, люди начинают нарушать закон именно из чувства протеста, это надо учитывать.
И не последнюю роль в ситуации играют СМИ. Понятно, что такие громкие дела, как в Кратове, в Тверской области, где «стрелок» убил девять человек, привлекают внимание к изданию. Однако необходимо писать не только о преступлении, но и о наказании, показывать, что за нарушение закона любого ждет ответственность. Это тоже будет и профилактикой, и воспитанием.
Есть вопрос к эксперту? Задавайте!
Телефон редакции: 8 (496) 612-40-09,
e-mail: info@gazetayat.ru