Чемпион России на дистанции 10 тысяч метров, конькобежец Сергей Лисин - первый в мире, кого обвинили в генном допинге. В одиночку он отстаивал свою спортивную честь, уходил из спорта и возвращался снова. Вот уже три года спортсмен живет в Коломне. Он дал эксклюзивное интервью корреспонденту "Ять" и KS, в котором рассказал о явных и скрытых проблемах конькобежного спорта, а также о допинге.
"Такой профессией сложно заработать"
- Почему именно Коломна?
- В Коломне есть условия для тренировок. Кроме того, оптимальное соотношение стоимости проживания и условий. Здесь я снимаю квартиру.
- Есть ли в России, в Коломне в частности, качественные условия для развития конькобежного спорта?
- Крытых катков в стране всего три - в Москве, Челябинске и Коломне. Одно дело - создание необходимых сооружений для развития конькобежного спорта, другое - позиция населения к занятиям этим спортом, то есть готовность родителей отдавать детей в соответствующие секции. Популярность конькобежного спорта играет большую роль, она влияет на количество занимающихся и качество тренеров в конкретном регионе. В Москве, например, сейчас с этим проблемы. Детей, занимающихся конькобежным спортом, немного. Москвичи привозят спортсменов из регионов.
В Коломне ситуация получше. Тут занимается большое количество детей. Конькобежный центр - едва ли не главное архитектурное сооружение города из современных. И когда встает вопрос, куда отдать ребенка, то конькобежный спорт, шорт-трек - очевидные варианты.
Но везде стоит одна и та же проблема - миграция из детского спорта во взрослый. Пока ребенок учится в школе и зависит от родителей, то занимается спортом как хобби. Когда он заканчивает школу, первой проблемой становится поступление в вуз. Если учеба дневная, то совмещать ее с занятиями профессиональным спортом крайне сложно. Происходят первые кадровые потери.
Конькобежному спорту нужна раскрутка. Помимо этого детям, которые в него попадают, нужно понимание, что они смогут добиться успехов, став взрослыми спортсменами. А если у юного конькобежца специализация, например, длинные дистанции, в которой у сборной России просто нет шансов, он перспектив не видит.
Детей и их родителей привлекают победы. После Олимпиады в Сочи количество родителей, отдавших своих детей в шорт-трек, значительно увеличилось. Конькобежный спорт, к сожалению, выступил в Сочи не с таким триумфом.
- Я так понимаю, что проблемы есть и с финансированием конькобежных школ, да и зарплата профессиональных конькобежцев оставляет желать лучшего.
- В стране вообще плохо с понимаем, что в ряде видов спорта успехов могут добиться только взрослые спортсмены… А взрослым спортсменам нужно платить взрослые зарплаты. Существует огромная финансовая яма между спортсменами, которые получают зарплату в центре спортивной подготовки Минспорта, где она более или менее неплохая, и теми, кто находится исключительно на региональных ставках, - их зарплаты редко превышает 15 тысяч рублей. Выкручивается кто как может, например, находят спонсоров. А многие просто уходят из спорта, так как нужно кормить семьи.
- Профессиональные спортсмены подрабатывают? Вы, как известно, отличный IT-специалист.
- Да, я долгое время работал IT-специалистом, причем в офисе, не удаленно. Жил в Москве, тренировался утром, до работы. И продолжаю сейчас помогать знакомым как аналитик в области IT. У меня действительно есть возможность найти подработку, но мой пример не показателен. Большая часть спортсменов - люди, которые умеют заниматься только спортом. Образование у них, как правило, преподавателя физической культуры и спорта. Такой профессией сложно заработать, тем более удаленно, при этом правильно тренируясь. Мягко говоря, финансовое положение спортсменов оставляет желать лучшего.
Почему тренеры вкладываются в отдельных ребят
- Есть мнение, что результаты юных спортсменов, тренирующихся на открытых катках, лучше тех, кто тренируется на закрытых.
- Классическая проблема тепличных условий. Это показательно только для Коломны и Москвы. В Коломне нет проблемы "голодных провинциалов", когда тренеры пытаются добиться результатов любой ценой. Коломенцы живут довольно комфортно.
- В одном из своих интервью вы говорили, что качественная база, заложенная в детстве, позволила вам вернуться в большой спорт. Каковы основы качественного детского спорта?
- Я вырос в семье, где правильно занимались моим спортивным воспитанием. В Советском Союзе зачастую из спортсменов тянули последние жилы ради результатов. А мне в детстве заложили хороший базис - большие объемы в нормальном режиме. Именно поэтому у меня до сих пор нет проблем с сердцем или опорно-двигательным аппаратом, хронических травм, которые возникают у многих. Сейчас же даже у детей проблемы с позвоночником из-за злоупотребления силовыми тренировками.
- Мамы часто жалуются, что если ребенок не показывает в секции выдающихся результатов, тренеры им вообще перестают заниматься. Внимание только талантливым.
- Зарплата детских тренеров зависит от результатов их спортсменов. То есть зарплата детского тренера зависит от количества занимающихся и рассчитывается, что называется, по по головам и исходя из результатов детей. Он видит перспективы: с этими детьми надо бы работать получше, с этими можно не очень. Это вынужденная позиция тренера.
- Ну надежда-то на лучшее у нашего конькобежного спорта есть?
- У нашего конькобежного спорта все надежды связаны с тем, что появится очередной самородок, вроде Паши Кулижникова. Только так, пока в России не будет системного подхода к развитию конькобежного спорта.
"Мутная" история с допингом
- Талантливым спортсменам нужен допинг?
- Это всегда выбор и вопрос перспективы. Если у спортсмена нет перспективы, то ему остается либо уйти из спорта, либо пойти путем употребления допинга. А перед таким выбором спортсменов обычно и ставят. Если ты оглядываешься и видишь, что нет квалифицированных тренеров, которые могли бы поднять твои результаты... Видишь, что уровень российских коньков вот такой, а голландских на целую вечность выше… В Голландии не только идеальные условия для конькобежного спорта, но и четкий элемент массовости, который в России утерян.
- Считается, что вы первый в мире, кого обвинили в генном допинге. Каково это - быть в центре такого внимания?
- Тогда это был для меня колоссальный шок, сейчас уже привык. Сообщили по телефону. А разговор с тренерским штабом Союза конькобежцев России был здесь, в Коломне. Вот в этом же зимнем саду конькобежного центра, где мы сейчас с вами разговариваем, только столик другой. Сообщили, что я сдал позитивную пробу на препараты. А я тогда приехал в Коломну на соревнования, и меня до них не допустили. Сезон пришлось пропустить. И начались разборки с допинговыми структурами...
- В нашей стране мало людей, которые в одиночку борются с системой. Что вам помогало?
- Мысли о том, что просто необходимо отстоять имена родителей, известных спортсменов. Лично я ничего не терял от дисквалификации, кроме своего имени. Зарплату я и так не получал. Нет, еще потерял два года своей спортивной карьеры и полмиллиона личных денег на разбирательства в инстанциях. Я настаивал, и у меня были доказательства, что лаборатория допустила, скажем так, ошибку, которую тщательно пыталась скрыть. И только когда начались все эти комиссии WADA, мои слова стали подтверждаться. Сейчас я готовлю иск, чтобы мое дело было пересмотрено.
- Какие еще планы?
- Крупный старт у меня запланирован на чемпионате России по многоборью, он будет в марте в Челябинске.
Справка. Сергей Ревович Лисин (родился в 1978 году) - российский конькобежец, чемпион России в беге на 10 000 метров. Конькобежец во втором поколении. Мать, Тамара Кузнецова, была рекордсменкой мира в беге на 3000 метров. Отец, Рев Лисин, был членом первой послевоенной конькобежной сборной, занимался и выступал вместе со знаменитым Евгением Гришиным.
Фото из архива С. ЛИСИНА.
Принт-версию читайте в новом выпуске газеты "Ять".