- О школе и школьных годах могу говорить бесконечно долго, потому что это самое лучшее время в моей жизни.
В первый класс я пошла в 1969 году в 1-ю среднюю общеобразовательную школу Коломны. Жила я в Городищах, и это была единственная школа, которая находилась рядом с домом. Первая учительница, Антонина Сергеевна Краснова, была очень строгой, но в то же время доброй и тактичной. До сих пор помню старые деревянные парты, стоявшие в три ряда. В классе было более сорока учеников. Я сидела на крайнем ряду от двери за предпоследней партой.
Помню школьную форму: белые фартучки, коричневые платья, ажурные воротнички, под которые пришивали голубой или белый атлас. Прошло много лет, форма менялась уже много раз, но когда я приезжаю в Пановскую школу, меня охватывает волнение - это единственная школа, где девочки носят такую же форму, как и мы много лет назад. Правда, у нас не было таких кружевных фартучков, все было попроще.
Когда нас принимали в октябрята, мы очень гордились, что на груди теперь висит звездочка с портретом маленького Ленина.
В классе у нас стояла библиотека - три деревянных ящика, в которые мы сами приносили книги. В конце каждой недели мы брали домой что-нибудь почитать, а на уроках по внеклассному чтению пересказывали содержание книг.
Нам много говорили о воспитании, о том, что мы должны быть добрыми, должны помогать друг другу. И однажды произошел такой случай. Моя подружка была очень медлительной. Как-то я зашла за ней погулять, а у нее еще не сделаны уроки. Пока она одевалась, я взяла ее пропись и выполнила задание, ведь нас же учили помогать друг другу! Через день Антонина Сергеевна, не говоря ничего, поставила нам двойки, развела в разные углы класса. Так мы простояли урока три, а потом она спросила: «Вы поняли, почему стоите?» Потом еще и родителей вызывали в школу, но я поняла только через несколько лет, за что нас с подругой тогда наказали.
Прием в пионеры и комсомол - тоже незабываемые моменты. Мы стремились хорошо учиться, учили клятву, гордились значками на груди. Каждое утро гладили красный галстук, завязывали особым узлом. Время было хорошее. Класс был очень дружный, со многими мы и сейчас поддерживаем связь.
Одним из самых главных уроков была физкультура. Мы строились в коридоре и под музыку, все в одинаковой форме, входили в зал. Требования были строгими, шаг в сторону - и Бронислав Николаевич Кондаков сразу же делал замечание. А в зале мы учили вальс, это действительно было в программе. Спорт я любила и на протяжении всей школьной жизни занималась лыжами, в городских соревнованиях занимала призовые места.
Очень любила писать сочинения. Это сейчас пишут эссе на одну страничку, а раньше сочинения писали в отдельной тетради, вкладывали душу в каждое маленькое произведение. Литература для меня очень много значила. Но в конце школьной жизни, в 9 классе, к нам пришла молодая учительница Лидия Анатольевна Вершилина. Сразу после института ее направили преподавать физику, и я в нее просто влюбилась, в ее уроки, в задачи. А когда я закончила 10 класс, у меня не было сомнений, куда идти дальше - только педагогический и только физмат. Это был переломный момент, когда я решила всю свою жизнь связать со школой.
Последний звонок проходил в спортивном зале. Два больших класса по 30 с лишним человек. Я читала стихотворение, которое помню наизусть до сих пор. После линейки мы пошли в класс и просто сидели там и ревели, до такой степени нам не хотелось расставаться со школой и учителями...
Бегут года, мы старше с каждым годом.
Но сколько я еще ни проживу,
Лишь окажусь под светлым школьным сводом,
Я прошлое увижу наяву...
Детям должно быть интересно в школе, они должны с охотой идти учиться, а это во многом зависит от родителей. Самое главное, что хочется пожелать, - это понимания. Взрослые должны понимать проблемы детей, а ученики должны понимать учителей. Результат и интерес к учебе будет только тогда, когда и учителя, и родители, и ученики будут работать в команде. Только тогда дети смогут правильно выбрать свой путь и не пожалеть ни об одном дне, проведенном в стенах школы.