Инструктор йога-центра Organic people Виктор Федоров:
- Каждый ребенок уникален, как и время, в котором он живет, идет в школу, взрослеет. Моя школа пришлась на 80-е - 90-е годы прошлого века. Смутное время, разваливающаяся страна отразились и на школе. Первые классы я застал еще в советской стране, а закончил школу в так называемой "свободной" России.
Нам - моему классу, моей школе - без преувеличения повезло. Ведь кризис в стране и обществе способствовал более яркому и отчетливому проявлению человеческих качеств, характеров наших преподавателей и окружавших нас сверстников.
С теплом и сердечным трепетом вспоминаю моего первого классного руководителя Татьяну Николаевну Яковлеву. Она приняла эстафету у наших родителей и принялась не только давать нам информацию, но и воспитывать, давать знание. К сожалению, часто люди путают обычную информированность и знание. Есть мнение, что настоящее знание, которым может обладать человек, - это те качества, которые он проявляет в жизни, которые делают его бытие гармоничным и счастливым. Это, например, скромность, смирение, отказ от насилия, терпимость, простота, чистота, стойкость, самодисциплина и другие.
Несмотря на возраст, мы, дети, чутко воспринимали процесс обучения - запомнилось, как учителя общались с нами, как поощряли и как наказывали, как общались между собой. На уроках мы получали информацию, а между уроками - модели поведения, которые перенимались у "авторитетных взрослых" - учителей.
Первый поход в школу был праздником. Нас, первоклашкам, школа представлялась походом на новогоднюю елку, где можно водить хороводы, рассказывать стихи, стоя на табуретке, и получать в подарок коробку конфет. Родители ребят нашего класса вместе с классным руководителем постоянно устраивали вылазки на природу, в театры и музеи, закладывая тем самым основу моральных и нравственных принципов, задавая ориентиры будущих поступков.
В средних классах в нашей 17-й школе появилась замечательная женщина, чуткий учитель, увлеченный и яркий человек Наталья Александровна Морозова. Своим примером, своей энергией она заражала нас, и мы занимались исследованиями родного края, традиций предков. Например, есть в микрорайоне Колычево улица под названием Девичье Поле. Многие ли знают, почему так названа улица? Вероятно, кому-то будет интересно узнать, что у деревни Малое Колычево есть поле, на котором, по преданию, происходил сбор войск перед походом Дмитрия Донского на Куликово поле.
Имело место такое историческое событие или нет, не так важно. Гораздо важнее зажечь, вдохновить молодых школьников на самостоятельный поиск, на осознанные действия. Организовав в школе кабинет, который и по сей день там есть и называется "Думная", Наталья Александровна явно вышла за рамки простого информирования и обучала знаниям, то есть прививала качества будущих личностей.
Так, например, она на собственные деньги и средства, собранные по друзьям, организовала паломническую поездку для десятка школьников. Мы проехали по городам Золотого кольца, посетили музеи и храмы старинных городов, побывали в монастыре Оптина пустынь. Эта поездка стала для меня отправной точкой, позже я объехал многие монастыри: христианские, иезуитские, буддийские. И только по прошествии многих лет после школы я понял, какой урок преподала нам Наталья Александровна. Она научила нас постоянному поиску, непрерывному самопознанию, за что лично я ей очень благодарен.
Оглядываясь на прошлое, невольно сравниваешь его с настоящим. К примеру, сейчас сложно представить жизнь без Интернета и мобильного телефона, а всего 30 лет назад роскошью был обычный домашний телефон. Вероятно, поэтому таким ценным кажется еще один урок, преподнесенный временем детства и юности, - ценить и быть довольным тем, что имеешь. Без желаний теряется вкус к жизни, но жизнь только ради исполнения желаний делает из человека социальное животное.
Много было учителей за школьные годы, преподавших запоминающиеся уроки, однако пора вынырнуть из прошлого и пожелать школьникам, их родным и близким гармоничного развития, умиротворенности, спокойствия и света в душе.