- Я не могу пройти спокойно мимо Многофункционального центра, потому что в прошлом это моя родная 26-я школа. И пришла я туда - страшно сказать! - в 1946 году, сразу после войны. Представляете, какое это было время? Школа (она тогда была женская) собрала по микрорайону всех, кому исполнилось 8 лет и кто не учился во время войны, поэтому наша учительница Евдокия Ивановна Чекалина приняла в первый класс 53 девочек. В классном журнале не хватало места на все фамилии, и она подклеивала на каждую страничку разлинованные вручную листочки. А через какое-то время Евдокия Ивановна рассадила нас так: в первом ряду от двери сидели отличники, посередине - хорошисты, а у окна, по трое за партой, - двоечники и прогульщики. Как она с нами справлялась, не представляю, ведь никто не умел ни читать, ни писать, все были безграмотные, голодные, холодные...
Евдокия Ивановна ставила нам почерк, как ставят руку пианистам. Все, кто у нее учился, имеет красивый почерк, и мы, ее ученики, всегда этим гордились. А еще мы очень гордились, что наша учительница — орденоносец: орден Ленина она прикрепляла на платье по торжественным случаям. Когда мы заканчивали 4 класс, ей присвоили звание "Заслуженный учитель школы РСФСР".
Строгой была Евдокия Ивановна Чекалина, требовательной. И все умела — рисовать, петь, танцевать. На переменах мы выходили в коридор, и она водила с нами хоровод под песню "Посею лебеду на берегу". Никаких собраний на патриотические темы у нас не проводилось, но на уроках пения мы пели со своей учительницей — а голос у нее был сильный, красивый — революционные песни "Партизан Железняк", "Вы жертвою пали", "Варяг" и другие.
Трудное было время, бедное, голодное. Тетрадок, альбомов для рисования не хватало. Помню, когда сносили постройки бывшего Спасского монастыря на улице Труда (теперь - Яна Грунта), там находился архив, мы бегали туда подбирать разбросанные вокруг листочки, сшивали их в тетради, блокноты. Из подручных материалов делали азбуку. Мама нашла кусок клеенки, нашила на него кармашки, куда я вставляла самодельные буквы. Зимой в сильные морозы приносили из дома одно-два полена: отапливали школу дровами, и их не хватало. Когда по местному радио объявляли, что за окном -25 градусов и занятия в школах отменяются, это был просто праздник.
О войне тогда вслух не говорили, но мы видели ее: у входа на городской рынок, у магазина "Ханзель" ("Янтарь") столько было безногих калек, передвигавшихся на самодельных дощечках с колесиками! Многие из нас росли без отцов. В одном классе со мной училась Ирина Маслова. Мы не знали, а Ира никогда не говорила, что ее отец, летчик, погиб в самом начале войны. Через полвека Александру Спиридоновичу Маслову присвоят звание Героя России.
Школа, конечно, оберегала нас, наши тронутые войной хрупкие души и стремилась наполнить наше детство теплом и радостью. Как мы, маленькие, ждали школьных спектаклей – сказок "Иван да Марья" и "Снежная королева"! Мы знали, что такие спектакли под руководством Анны Федоровны Крюковой, учительницы литературы, готовят старшеклассницы, что на мужские роли приглашены мальчики из девятой школы. И вот долгожданное событие - премьера: нас ведут в зал на второй этаж, сажают на пол, и начинается чудо.
Евдокия Ивановна сделала нам поистине царский подарок - она отвела свой первый класс в Дом пионеров, находившийся тогда через дорогу в парке на улице Старокирбатской (Пионерской). Отвела в хор к Андрею Павловичу Радищеву, и для многих из нас Дом пионеров стал второй школой. Андрей Павлович погружал нас в мир музыки, открывал богатства культуры, литературы. Мы исходили с ним все литературные тропы Подмосковья, Поволжья, Грузии, Осетии, познакомились с удивительными людьми, перечитали массу интереснейших книг, научились писать дневники.
В стенах школы витал дух женской гимназии, наверное, потому, что многие учителя сами учились в гимназиях. Родители по просьбе педагогов приходили в класс и учили нас вышивать, делать мережку. Где-то в седьмом классе начались уроки бальных танцев, к нам пригласили специалиста – женщину преклонных лет, и она показывала движения вальса, танго, фокстрота.
Но главным воспитателем была атмосфера 26-й. Начальные классы располагались на первом этаже за легкой перегородкой. Это был наш маленький мир, подножие горы, на вершину которой мы должны взбираться. А вершина находилась на втором этаже, там была учительская, там учились старшие, и в коридоре висела Доска с фотографиями медалистов. Оттуда легко сбегали по широкой лестнице старшеклассницы: стремительная Майя Боброва, застенчивая Наташа Башкина, Клара Московская с длинными тяжелыми косами и похожая, так мне кажется сейчас, на Мэрилин Монро Римма Скорнякова. Мы смотрели на них с благоговением: через год их фотографии будут на Доске медалистов. И я хотела быть на них похожей.
В 2011 году вместе с Еленой Сергеевной Афанасьевой, куратором музея истории образования Коломны, мы провели встречу выпускников женской школы № 26, тех, кто учился в ее стенах в период с 38-го по 55-й год. Это была необыкновенная встреча людей с поседевшими головами, но с огоньком в глазах. Нас всех объединила школа, и все были благодарны ей за то, что она дала правильное направление – идти по жизни достойно, честно жить, по совести.
...Выпускалась я уже из 10-й школы, в 1955 году раздельное обучение отменили. Никакого помпезного выпускного вечера: крепдешиновые платья, столы в классе с печеньем и лимонадом, танцы в спортзале под радиолу. Свое платье я долго хранила, а потом отдала поисковому отряду "Суворов".
Школа сейчас, конечно, другая. Но главное остается неизменным: она - первая ступенька в самостоятельную жизнь. С нее начинается искусство общения, и если дети научатся этому искусству в школе, то в будущем они почувствуют, какое это счастье - роскошь общения. Поэтому хочется пожелать нынешним ученикам наполнять свою жизнь и знаниями, и событиями, и друзьями. Пусть у вас будет больше друзей из детства - близких и не очень. И еще - всю жизнь оставайтесь учениками. Это так интересно - постоянно открывать для себя что-то новое!
Евдокия Ивановна ставила нам почерк, как ставят руку пианистам. Все, кто у нее учился, имеет красивый почерк, и мы, ее ученики, всегда этим гордились. А еще мы очень гордились, что наша учительница — орденоносец: орден Ленина она прикрепляла на платье по торжественным случаям. Когда мы заканчивали 4 класс, ей присвоили звание "Заслуженный учитель школы РСФСР".
Строгой была Евдокия Ивановна Чекалина, требовательной. И все умела — рисовать, петь, танцевать. На переменах мы выходили в коридор, и она водила с нами хоровод под песню "Посею лебеду на берегу". Никаких собраний на патриотические темы у нас не проводилось, но на уроках пения мы пели со своей учительницей — а голос у нее был сильный, красивый — революционные песни "Партизан Железняк", "Вы жертвою пали", "Варяг" и другие.
Трудное было время, бедное, голодное. Тетрадок, альбомов для рисования не хватало. Помню, когда сносили постройки бывшего Спасского монастыря на улице Труда (теперь - Яна Грунта), там находился архив, мы бегали туда подбирать разбросанные вокруг листочки, сшивали их в тетради, блокноты. Из подручных материалов делали азбуку. Мама нашла кусок клеенки, нашила на него кармашки, куда я вставляла самодельные буквы. Зимой в сильные морозы приносили из дома одно-два полена: отапливали школу дровами, и их не хватало. Когда по местному радио объявляли, что за окном -25 градусов и занятия в школах отменяются, это был просто праздник.
О войне тогда вслух не говорили, но мы видели ее: у входа на городской рынок, у магазина "Ханзель" ("Янтарь") столько было безногих калек, передвигавшихся на самодельных дощечках с колесиками! Многие из нас росли без отцов. В одном классе со мной училась Ирина Маслова. Мы не знали, а Ира никогда не говорила, что ее отец, летчик, погиб в самом начале войны. Через полвека Александру Спиридоновичу Маслову присвоят звание Героя России.
Школа, конечно, оберегала нас, наши тронутые войной хрупкие души и стремилась наполнить наше детство теплом и радостью. Как мы, маленькие, ждали школьных спектаклей – сказок "Иван да Марья" и "Снежная королева"! Мы знали, что такие спектакли под руководством Анны Федоровны Крюковой, учительницы литературы, готовят старшеклассницы, что на мужские роли приглашены мальчики из девятой школы. И вот долгожданное событие - премьера: нас ведут в зал на второй этаж, сажают на пол, и начинается чудо.
Евдокия Ивановна сделала нам поистине царский подарок - она отвела свой первый класс в Дом пионеров, находившийся тогда через дорогу в парке на улице Старокирбатской (Пионерской). Отвела в хор к Андрею Павловичу Радищеву, и для многих из нас Дом пионеров стал второй школой. Андрей Павлович погружал нас в мир музыки, открывал богатства культуры, литературы. Мы исходили с ним все литературные тропы Подмосковья, Поволжья, Грузии, Осетии, познакомились с удивительными людьми, перечитали массу интереснейших книг, научились писать дневники.
В стенах школы витал дух женской гимназии, наверное, потому, что многие учителя сами учились в гимназиях. Родители по просьбе педагогов приходили в класс и учили нас вышивать, делать мережку. Где-то в седьмом классе начались уроки бальных танцев, к нам пригласили специалиста – женщину преклонных лет, и она показывала движения вальса, танго, фокстрота.
Но главным воспитателем была атмосфера 26-й. Начальные классы располагались на первом этаже за легкой перегородкой. Это был наш маленький мир, подножие горы, на вершину которой мы должны взбираться. А вершина находилась на втором этаже, там была учительская, там учились старшие, и в коридоре висела Доска с фотографиями медалистов. Оттуда легко сбегали по широкой лестнице старшеклассницы: стремительная Майя Боброва, застенчивая Наташа Башкина, Клара Московская с длинными тяжелыми косами и похожая, так мне кажется сейчас, на Мэрилин Монро Римма Скорнякова. Мы смотрели на них с благоговением: через год их фотографии будут на Доске медалистов. И я хотела быть на них похожей.
В 2011 году вместе с Еленой Сергеевной Афанасьевой, куратором музея истории образования Коломны, мы провели встречу выпускников женской школы № 26, тех, кто учился в ее стенах в период с 38-го по 55-й год. Это была необыкновенная встреча людей с поседевшими головами, но с огоньком в глазах. Нас всех объединила школа, и все были благодарны ей за то, что она дала правильное направление – идти по жизни достойно, честно жить, по совести.
...Выпускалась я уже из 10-й школы, в 1955 году раздельное обучение отменили. Никакого помпезного выпускного вечера: крепдешиновые платья, столы в классе с печеньем и лимонадом, танцы в спортзале под радиолу. Свое платье я долго хранила, а потом отдала поисковому отряду "Суворов".
Школа сейчас, конечно, другая. Но главное остается неизменным: она - первая ступенька в самостоятельную жизнь. С нее начинается искусство общения, и если дети научатся этому искусству в школе, то в будущем они почувствуют, какое это счастье - роскошь общения. Поэтому хочется пожелать нынешним ученикам наполнять свою жизнь и знаниями, и событиями, и друзьями. Пусть у вас будет больше друзей из детства - близких и не очень. И еще - всю жизнь оставайтесь учениками. Это так интересно - постоянно открывать для себя что-то новое!