На что именно направят сэкономленное, собеседники «Ведомостей» не уточнили: решится в ближайшее время, говорит один чиновник. Скорее всего, потратят, полагает другой. Но только не на индексацию и не на социальные расходы, уверяют еще двое чиновников. Мораторий традиционно касается одного года.
Это не отмена накопительной пенсии, убеждает один из собеседников «Ведомостей». Новая заморозка стала бы «не очень хорошим решением», говорила председатель ЦБ Эльвира Набиуллина: «Это будет означать, что мы ради решения краткосрочных проблем, затыкания дыр жертвуем долгосрочной перспективой, потому что накопительная часть пенсии создает долгосрочную устойчивость всей пенсионной системы». «Эти 300 млрд руб. – одноразовые», – раскритиковал бывший министр финансов Алексей Кудрин продление моратория, назвав его «почти предрешенным».
Дыру, которую надо заткнуть, Минфин оценивает в 576 млрд руб. – на столько, по его расчетам, необходимо сократить расходы (либо найти дополнительные доходы) в бюджете-2016, чтобы уложиться в дефицит в 3% ВВП (иначе в 2017–2018 гг. предстоит резкий секвестр и исчерпание резервов). Но большинство предложений Минфина не нашли поддержки.