- Андрей Николаевич, вы долгое время жили в Коломне...
- Да, здесь прошло мое детство. Я закончил школу № 9, сидел за партой с Таней Ключниковой. Теперь она достаточно известна в Коломне, работает главным санитарным врачом. Мы с ней очень дружны до сих пор. И еще у нас была замечательная учительница математики - Лидия Николаевна Кононерова. Она, конечно, была очень требовательная, но вместе с тем мы ее очень любили. После школы я уехал в Питер учиться, остался там работать, стал заниматься издательской деятельностью. Но мне по-прежнему Коломна очень близка, я каждый год приезжаю сюда и в первую очередь к моей маме и брату. Они живут здесь.
- Они не хотят переехать к вам, в Монреаль?
- Нет. Прежде чем эмигрировать, я долго к этому шел. В конце концов, на мой переезд наложили отпечаток личные обстоятельства, я был вынужден это сделать, а не искал, где жизнь лучше. А Россию я люблю больше, чем Канаду, как свою родину, но не как страну.
- Вы говорите о системе устройства?
- Да. Я убежден, что российское государство ужасно. И советское было не подарок, но то, что происходит сегодня, удручает. Если в Союзе все было построено хотя бы на каких-то принципах, то сейчас в системе ценностей государства принципов нет. Канада даст сто очков вперед России, лучшего места для эмигранта нет. Во-первых, это единственная страна, где записано в Конституции первым пунктом - Декларация прав человека, а вторым - мультикультурность. Это означает, что если ты русский, то имеешь право быть русским и там. Это не Америка, где каждый обязательно должен стать «чизбургером», говорить на английском и вести себя как американец. В Канаде я хочу быть русским - и я там русский: по мысли, образу жизни, привычкам и многому чему еще.
- Чем вас так удручает российское государство?
- В первую очередь своим отношением к человеку. Возьмем, к примеру, мою маму, она на пенсии. В Канаде это так называемая категория «Golden age». По сравнению с русскими пенсионерами, они счастливы. У них нет проблем, скажем, с лекарствами. Они сами по себе обеспечены, могут получать препараты по бесплатной госпрограмме. Есть дома престарелых с уходом. Мои знакомые русские бизнесмены не могли ухаживать за своим престарелым отцом и предложили ему пожить в таком доме отдыха. Он, с учетом российской ментальности, долго сопротивлялся. Но как-то его уговорили, и что теперь? Сейчас он ни в какую не хочет приезжать домой, говорит, что у него там есть жизнь. Там праздники, даже романы заводят. Человек в возрасте чувствует себя человеком!
- А ваши дети живут вместе с вами?
- О! Нет, они взрослые, живут самостоятельной жизнью. Учатся, работают. Я поначалу поступал как совершенно русский папа - купил им бизнес, чтобы они могли чем-то заниматься. Но потом понял, что это неправильно. Дети должны учиться зарабатывать сами. В Канаде, как только детям исполняется восемнадцать лет, родители позволяют им самим реализоваться. Они дают им деньги, но не безвозмездно - под процент. А здесь наши бабушки порой содержат на свою мизерную пенсию еще и детей. Ужас!
- Сейчас тема кризиса в Канаде актуальна?
- В Канаде мощная банковская система. На рынке работают шесть основных банков, часть акций в которых находится в собственности государства. Все отрегулировано до мелочей. И американцы сейчас решили взять на вооружение именно канадскую банковскую систему. Что касается процентных ставок, то они упали...
- Как упали? В наших банках кредиты можно взять под 25% годовых...
- Вот именно об этом я и говорю. Во всем мире цены падают, в том числе и на банковские продукты, а здесь растут... Когда я уезжал, один банк предложил мне свои деньги под 3% годовых. И даже скидку предложили - под 2,8%.
- Есть тенденция к увеличению числа эмигрантов?
- Монреаль не так популярен у русских, как, скажем, Ванкувер, но тенденция есть. То ли из-за экономики, то ли из-за того, что происходит во власти, но люди уезжают из России. Плохо это или хорошо, судить не нам, а чиновникам...