Организаторы таких акций обещают «победителям», сделавшим покупку на определенную сумму, большие денежные вознаграждения - до 2 млн. рублей. Однако на практике миллионы не выплачиваются, а заменяются на предложения приобрести очередной товар.
Специалист-эксперт Роспотребнадзора Ирина Назарова разъяснила правовую основу заманчивых предложений:
Организаторы маркетинговых акций умышленно вводят в заблуждение обывателей с целью вовлечения в долгосрочные товарно-денежные отношения с продавцом. Нередко подобные фирмы реализуют свои товары дистанционным способом - через Интернет, каталоги или буклеты.
«Считаю необходимым довести предупреждающую информацию до сведения коломенцев, которые принимают участие в подобных акциях в надежде получить обещанные деньги, - говорит Ирина Назарова. - Прежде всего, хочу обратить внимание: Закон РФ «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг). А выигранные «денежные премии» не являются товаром и не попадают под регулирование защитного законодательства. Стало быть, даже в суде пострадавшие от акций граждане вряд ли смогут доказать свой ущерб».
Согласно статьям 1062, 1063 главы 58 Гражданского кодекса, как уточнила Ирина Назарова, требования граждан и юридических лиц, связанные с организацией игр, пари или с участием в них, не подлежат судебной защите. Заманчивые акции для приобретения различных товаров как раз и попадают в данную категорию. Исключений немного: например, если вам удастся доказать, что вы приняли участие в акции под влиянием обмана, насилия или угрозы. Только тогда «продавцов миллионов» могут обязать выплатить ущерб.
Роспотребнадзор настоятельно рекомендует: приняв решение стать участником акции, внимательнее ознакомьтесь с условиями ее проведения. «Обратите особое внимание на информацию, представленную мелким шрифтом, поскольку именно в данном разделе наиболее достоверно отражаются условия проведения таких акций, - советует Ирина Назарова. - Там может находиться информация предупредительного характера, которая позволит человеку более объективно оценить необходимость своего участия».