«Идти в ногу со временем – означает жить событиями недельной главы Торы»
(Алтер Ребе, Россия, 18-19 век)
Хорошее отношение к лошадям
(Вместо новогоднего поздравления)
«Деточка, все мы немного лошади,
Каждый из нас по-своему лошадь»
(Маяковский, «Хорошее отношение к лошадям»)
«Иные полагаются на колесницы, иные – на лошадей,
а мы имя Г-спода Б-га нашего призываем»
(Псалмы, 19:8)
Россия – что столбовая дорога: кто-то что-нибудь обронит, а мы все поднимаем и тащим в дом. То день святого Патрика, то Хэллоуин. Или, вот, например, восточная традиция отмечать год огненной обезьяны или синей лошади.
В России лошадь давно уже стала привычным элементом сельского пейзажа. А ведь когда-то лошадь была символом военного и политического могущества, например, в древнем Египте. Поэтому окончательным падением Египта стала катастрофа на Красном море, когда Всевышний «коня и всадника вверг в морскую пучину».
Не случайно псалмопевец и мудрец царь Давид противопоставлял военную мощь: «колесницы и лошадей» умению полагаться на слова молитвы и помощь Творца, как сказано (19:8): «Иные полагаются на колесницы, иные – на лошадей, а мы имя Г-спода Б-га нашего призываем». Поэтому, согласно Писанию, праведный царь не должен злоупотреблять своей властью, и «умножать лошадей» - наращивать мощь ради своих властных амбиций. Конечно, только в том случае, если в этом нет никакой государственной надобности.
Но наша неприхотливая лошадка, которая послушно тянет телегу российской истории вперед, это еще и собирательный образ.
Урок от лошади
Рассказывают про одно из больших учителей и знатоков Писания (Алтер Ребе, 18 век), что в юности из родной Белоруссии он отправился постигать мудрость к своему учителю в город Межиричи, на Украину. Проведя там около года, он посчитал, что уже освоил все, чему мог выучиться, и решил вернуться домой. Его новый приятель, вместе с которым он все это время занимался Торой, взялся его проводить. Этот молодой человек приходился сыном их Учителя, и имел прозвище «малах», что на языке Писания означает «ангел».
И вот, когда они сели в повозку, «Ангел» обратился к кучеру со словами:
«А ну-ка, хлестни лошадей, да так, чтобы они не забывали, что они - лошади»!
Как известно, умному человеку достаточно намека. Говорят, эта простоя фраза, оброненная его приятелем, заставила молодого Алтер Ребе по-иному взглянуть на все то, что он увидел и услышал в Межиричах. Вероятно, он вспомнил про свою верную «лошадку» - свое животное начало, которую он еще не достаточно изучил и приручил.
В результате он резко поменял свои планы и решил вернуться назад в Межиричи, чтобы продолжить обучение. В дальнейшем он стал одним из крупнейших раввинов и знатоков Торы в своем поколении.
Будем и мы не забывать нахлестывать своих «лошадок», чтобы они вывезли всех нас на столбовую дорогу истории!
С новым годом!
Просмотров - 1116