04:13
воскресенье, 28 июля

Тора и современность

Автор: Довид Карпов, 03.12.2013 в 16:51

Тора и современностьИнтернациональный праздник
«Идти в ногу со временем – означает жить событиями недельной главы Торы»
(Алтер Ребе, Россия, 18-19 век)

Интернациональный праздник
(Исторические параллели)

Что такое сверхнаглость?
Это когда главный раввин
зажигает ханукальные свечи
возле памятника еврею (Марксу),
поставленному другим евреем (скульптором Кербелем),
на площади имени третьего еврея (бывшая Свердлова)
(Советский анекдот)

Иудейская смута

Так вот еще раз о ханукальных свечах. История событий, которые привели к возникновению праздника, хорошо изучена. После распада империи Александра Македонского в 3-м веке до н.э. древняя Иудея оказался под властью династии Селевкидов. Тогда засилье греческой культуры, которую целенаправленно насаждали власти (и в первую очередь, царь Антиох 4-й «Епифан») и ассимиляторские тенденции в еврейской общине поставили Иудею на грань выживания. В это смутное время началась активная эллинизация общества, когда большая часть еврейской элиты стала перенимать греческие обычаи.

Тогда на борьбу за чистоту веры и традиционного образа жизни поднялся первосвященник Матитьягу из семьи Хасмонеев и пять его сыновей. Восстание против греко-сирийских властей началось стихийно, и представляло собой народное ополчение. Поначалу восставшие были малочисленные и плохо вооружены, которое возглавил Иегуда, по прозвищу «маккаби» (отсюда ненавистное многим, спортивное общество «Маккаби»). Однако, благодаря силе духа, мужеству и вере, им удалось, в конце концов, справиться с более сильным, и превосходящем по численности врагом.

Кульминацией восстания стало восстановление и освящение Иерусалимского Храма, в котором снова, после длительного перерыва, был зажжен ритуальный храмовый светильник – «менора». Тогда же произошло чудо: этот светильник горел целых восемь дней, хотя масло в нем должно было хватить только на одни сутки. В результате Иудея вновь обрела независимость в лице собственного царя, а также право следовать своим законам и принципам веры своих предков, а мы обрели новый праздник, который отмечаем уже более двух тысяч лет.

А теперь, для сравнения, вспомним историю другой, отечественной Смуты, которая случилась в начале 17–го века, окончание которой мы отмечаем сегодня как день единства 4-го ноября. Тогда на какое-то время Россия, как суверенное государство, практически перестала существовать. Причем главная опасность заключалась не в военной, а в культурной и идеологической интервенции.

Как известно, поляки не были оккупантами и не собирались покорять Россию: скорее, они несли с собой западную культуру и … католическую веру. Они понимали, что завоевать Россию даже в такое смутное время им не под силу, но возвести на царский престол своего ставленника, и привлечь на свою стороны русскую элиту, прежде всего, бояр, им почти удалось (т.е. Семибоярщина). Когда Русское государство почти полностью утратило самостоятельность и независимость, спасение неожиданно пришло «снизу»: в Нижнем Новгороде под предводительством Минина и Пожарского собралось народное ополчение. А главным импульсом, который пробудил народные массы и поднял их на борьбу, стали воззвания опального патриарха Гермогена.

Конечный результат хорошо известен: поляки были изгнаны из Кремля, на престол взошел вновь избранный царь Михаил Романов, который положил начало новой царской династии – Романовых. Я так подробно излагаю историю Смуты на Руси начала 17 века, чтобы можно было лучше оценить те удивительные исторические параллели между описанными событиями и историей возникновения праздника Хануки, хотя разделяет их более чем полторы тысячи (!) лет.

Мы видим, что все основные, узловые моменты весьма схожи: засилье чужой культуры и веры, неспособность и нежелание элиты противостоять этому и готовность идти на компромиссы и уступки. Все это в конечном итоге приводит к восстанию, которое начинается «снизу», хотя во главе его встает духовный лидер: в одном случае – первосвященник, в другом - патриарх. Потом самоотверженная и неравная борьба, которая, тем не менее, заканчивается победой восставших, и не где-нибудь, в самом сердце страны, после чего восстанавливается государственность. А главное - происходит новое переосмысление традиционных ценностей и своей национальной самоидентификации. Интересно, что главные события и в том, и в другом случае произошли в самом сакральном месте: для иудеев – в Иерусалимском Храме, для русского народа – в Кремле.

Сделаем мир светлее

Но все же есть и существенные отличия. Если события на Руси начал 17-го века (1612 года) за четыреста лет в значительной степени стерлись из памяти народной, то события Хануки, хотя и произошли более двух тысяч лет назад, еврейская традиция бережно сохранила до сих пор, а сам праздник широко отмечается во всех общинах мира. Это можно сказать и про главный атрибут праздника - ханукальный светильник, чей свет помогает лучше разглядеть узловые моменты истории наших народов, укрепляет веру и вселяет надежду в будущее России.

Особый колорит и смысл этот свет приобретает именно в темное время года, в начале зимнего периода, поскольку его назначение - нести свет веры, и в то же время, разгонять тьму и освещать окружающее пространство - нашу «улицу», где до сих пор происходят трагические события. И чтобы указать путь в светлое будущее, которое, хочется верить, уже не за горами.
По выражению наших мудрецов: пока «нога последнего злодея не уйдет с наших улиц»!

Просмотров - 1095