04:18
воскресенье, 28 июля

Ключевое слово

Автор: Довид Карпов, 26.11.2013 в 10:44

Встреча глав двух государств: России и Израиля, прошла на редкость буднично и незаметно. Потом была пресс-конференция, на которую мало кто обратил внимание. А зря.
«Избавил Он в мире душу мою от нападения на меня, ибо во множестве были они возле меня»
(«Псалмы», 54:19)


История отношений двух наших народов, а начиная с середины 20-го века, и двух государств, наполнена драматическими событиями, и насчитывает не одно столетие. Вот одна из предыдущих подобных «встреч».

Алтер Ребе и Николай 1-й

Чего боялся русский царь?
Император Александр 1-й был человеком либеральных взглядов и весьма просвещенным для своего времени. Именно он, только вступив на российский престол в 1801 году, подписал оправдательный приговор Алтер Ребе: «Я, Александр Первый, дарую ему полную свободу, и повелеваю освободить его немедленно». Вначале он был доброжелательно настроен к подданным российского государства «иудейского вероисповедания». И хотя впоследствии его отношение изменилось, все- таки, он был несравненно лучше для евреев, чем его брат Николай 1-ый, который от природы был человеком жестокости и склонным к насилию.

Но вершителю человеческих судеб, Творцу этого мира было угодно, чтобы их пути пересеклись: духовного лидера еврейской общины России Алтер Ребе (1745 – 1812) и будущего главы государства российского, императора Николая 1-го (1796 – 1855). Шли последние дни его заключения, когда Алтер Ребе вели в сопровождении караула в Тайный совет, где он находился под домашним арестом.

В это время во дворе играл маленький Николай, которому тогда было около пяти лет. Но даже в этом нежном возрасте хлыст уже был непременным атрибутом его игр. В будущем это обернется жестокими указами и палочной системой наказаний, за что народная молва даст ему меткое прозвище «Николай-палкин».

Но вот взгляд Николая упал на Алтер Ребе: сейчас уж он проучит это жида! Николай подбежал к Ребе и взмахнул своим хлыстом. Алтер Ребе понимал, что находясь рядом с царской особой, он не смеет поднять руки даже для самозащиты. Ни один мускул не дрогнул на лице Алтер Ребе, только холодный взгляд упал на Николая, проникнув в самую глубину его жестокого сердца. Рука, описав дугу, неожиданно бессильно застыла в воздухе, а хлыст вывалился из руки, и сам упал к ногам Алтер Ребе. Алтер Ребе давно уже увели со двора, когда маленький тиран пришел в себя от первого шока, и побежал, как и все тираны, когда встречают отпор, жаловаться своим дядькам, которые были к нему приставлены, что «этот старик посмотрел на него таким страшным взглядом».

Всевышний готовит лекарство еще до начала болезни. Много злодеяний совершил Николай, вступив на российский престол, много страданий принес он русскому народу и еврейской общине, но его хлыст так навсегда и остался лежать на булыжной мостовой дворцовой площади. И где-то глубоко в его жестоком сердце навсегда поселился страх, который не позволил этому «Исаву» проявить весь свой жестокий нрав в полной мере, и отомстить «Якову» (*).

Путями мира и согласия

Важная мысль присутствует в той строчке из Псалмов, которая послужила девизом праздника Освобождения Алтер Ребе: главная цель любого конфликта - это полный и окончательный мир, причем в связи с этим подчеркивается, что «даже в противостоянии с ненавистником, достичь своих целей исключительно миром» как сказано (55:19): «Спас Он миром душу мою от нападения на меня, ибо во множестве были они рядом со мной». 

Наверное, поэтому, из всей речи премьер-министра Израиля, Биньамин Нетаньягу и тех теплых слов, которые он сказал в адрес Путина и России, мне запомнилось одно ключевое слово «шалом» или «мир», повторенное им несколько раз дважды. Он говорил о мире, который необходим нам всем, и о том, что лучше всего достигать мира мирным же путем, точнее мирными путями: «даркей-шалом». И вдвойне приятно, что это еще совпало с названием нашей общины!

*) Эсав или Исав – родной брат Якова, который его возненавидел и задумал убить, после того, как тот хитростью добился благословения их отца Ицхака. Образно ненависть Эсав к Якову символизирует часто встречающуюся неприязнь окружающих народов и их правителей к еврейской общине.

Просмотров - 1105