00:26
среда, 27 ноября

Великая Содомская революция или Было дело в Бирюлеве

Автор: Довид Карпов, 14.10.2013 в 12:33

В воскресенье, 13 октября, в столичном районе Западное Бирюлево произошли массовые уличные беспорядки — крупнейшая националистическая акция в столице за последнее время.
Сотни человек громили торговый центр «Бирюза» и местную овощебазу, возводили баррикады и дрались с омоновцами. Конфликт развивался по традиционному уже сценарию — ему предшествовало убийство русского, совершенное, предположительно, «мигрантом». Против ОМОНом и представителей правоохранительных органов сплотились и воевали активисты националистических движений, футбольные фанаты и местные жители.

«Сойду же и посмотрю: если по мере дошедшего ко Мне вопля его поступали они,
тогда – конец! а если нет, то буду знать» ( «Бытие», 18:21)
«Неблагопристойно Тебе делать подобное, чтобы погубить праведного с нечестивым и чтобы праведный был, как нечестивый (…). 
Неужели Судья всей земли не учинит правосудия?!» (18:25)

«Не приведи Б-г видеть русский бунт —
бессмысленный и беспощадный»
(Пушкин, «Капитанская дочка»)

Для тех, кто подзабыл школьный курс русской литературы, напомним, что это точное наблюдение принадлежит русскому офицеру Петру Гриневу, послужившему примером офицерской чести и верности долгу, который, по «странному сцеплению обстоятельств», оказался вовлеченным в события Пугачевского бунта конца 18-го века.

Все это невольно приходит на ум, когда читаешь репортаж о недавних событиях в Бирюлево. Уличная стихия – страшная сила. В последнее время мы могли наблюдать, как многие политические перевороты и революции начинались с таких вот стихийных погромов и неорганизованных (по началу) выступлений возмущенных граждан, которые перерастали в нечто более масштабное (например, гражданская война в Сирии).

Но вот что удивительно: пример подобных массовых волнений и насилия мы находим в … Писании, более того - как в нашей недельной главе, причем произошли они, что характерно, в … Содоме. Там рассказывается о племяннике Авраама – Лоте, который поселился в Содоме, поскольку это была весьма богатая и плодородная земля, как сказано (13:10): «И поднял Лот очи свои, и увидел всю окрестность Иордана, что вся она напоена; до истребления Господом Содома и Гоморры, была она, как сад Б-жий….». При этом его даже не смутили несправедливость и беззаконие, которые там царили, как сказано (13:13): «Жители же Содома были злы и весьма грешны пред Господом» (*).

В связи с этим интересен сам повод для конфликта: жителям стало известно, что Лот принял у себя в качестве гостей пришлых людей, который «понаехали». Лот принял их у себя по законам гостеприимства, которым он научился у своего праведного дяди – Авраама. Но в Содоме гостеприимство порицалось и считалось едва ли не преступлением. (3) Он же сильно упрашивал их, и они завернули к нему, и пришли в дом его. Он сделал им пир и испек опресноки, и они ели.

Поэтому жители той местности собрались вокруг дома Лота, чтобы разобраться с ним, а заодно и с его гостями, как сказано (13:4): «Еще не легли они, как городские жители - люди Содома, окружили дом, от молодого до старого, весь народ, от края до края». Напрасно Лот, который в тот момент был даже представителем местной власти, пытался их увещевать, призывая «не делать зла», как сказано (13:7): «И сказал Лот: братья мои, не делайте зла». Это только еще больше заводило погромщиков, которые кричали ему в лицо (13:9): «…. Пойди прочь! И сказали: этот жить пришел, а судить начал! Теперь мы хуже поступим с тобой, нежели с ними. И очень напирали они на этого человека, на Лота, и подошли, чтобы выломать дверь».

Из дальнейшего повествования мы знаем, чем все это закончилось: как для самого Лота, так и для жителей Содома. Если жители Содома «перевернули» все существующие нормы морали, то Всевышний, в качестве наказания, «перевернул» их самих, как сказано (19:25): «И перевернул Всевышний города эти и всю окрестность, и всех жителей городов сих и растительность земли». Так бесславно закончилась «Содомская революция», или «Содомский переворот» – кому как больше нравится. Интересно, что перед этим Авраам «торговался» с Г-сподом, пытаясь заступиться за жителей Содома. И если бы нам нашлось хотя бы десять праведных людей, всего это можно было бы избежать, как сказано (18:32): «И сказал Авраам: да не прогневается Владыка, и заговорю лишь этот раз: может быть, найдется там десять? И сказал Г-сподь: не истреблю ради десяти».

По всей строгости Ноева Закона

Но нас в этой истории интересует, прежде всего, ее моральный аспект. За что же, все таки, были наказаны жители Содома, помимо всех прочих грехов? Это стало коллективной ответственностью за участие в общем погроме! Но ведь очевидно, что в нем не могло принимать участие все население города. Оказывается, когда говорится, что все жители (которых, к слову, Тора характеризует, как «людей Содома» - т.е. грешников) «окружили дом, от молодого до старого - весь народ, от края до края», то имеется в виду не только физическое участие, но также сочувствие погромщикам, и моральная поддержка. 

Жители Содома, пытаясь устроить самосуд, нарушили одну из семи «Заповедей Ноя», а именно ту, в которой предписывается устанавливать справедливые законы и создавать суды, в которых и следует разбирать все спорные вопросы. Тот же, кто уже участвует в беспорядках и уличном насилии, идет против заповедей Писания и воли Творца.

Очевидно, что все сказанное выше ни в коей мере не исключает того, что убийцу необходимо найти и наказать по всей строгости закона, независимо о его национальности и гражданской принадлежности, что также является требованием Ноева Кодекса. Только сделать это должны сами власти, руководствуясь исключительно законом нашего государства.

*) Устная традиция рассказывает, что в Содоме добродетель и помощь ближнему (в том числе, гостеприимство) были наказуемы, в то время, как воровство и насилие поощрялись.

Просмотров - 1293