Мать чудом удалось спасти (она в последний момент зацепилась за край образовавшейся ямы), а ребенок выпал из коляски и был унесен сточными водами. Позже работники из Службы спасения нашли тело ребенка, причем практически без повреждений. К сожалению, выжить в таких условиях он не мог. Потом пришли новые тревожные сообщения из того же региона: пропали две девочки. Эти, к счастью, вскоре нашлись.
Трудно сказать, кого следует винить в этой новой трагедии: коммунальные службы, рабочих, которые в свое время проводили канализацию, или это просто трагическое стечение обстоятельств. Но удивительно другое: в недельной главе из Писания (Пятикнижия или Торы), которую мы изучаем на этой неделе, есть похожий эпизод, когда Фараон велел топить всех новорожденных мальчиков, как сказано («Исход», 1:22): «И повелел Фараон всему народу своему, говоря: всякого новорожденного сына бросайте в реку, а всякую дочь оставляйте в живых».
Конечно, в одном случае налицо злая воля фараона, в другом - просто несчастье, но схожий печальный результат заставляет задуматься: ведь, в конце концов, страдают наши дети. Тем более, что традиция видит в действиях фараона сакральный характер: Нил считался главным египетским божеством, и бросить ребенка в Нил было сродни жертвоприношению. Иначе зачем фараону требовать уничтожать детей именно таким странным способом? Поэтому символически опускаясь на дно, ребенок как бы погружался в систему египетских ценностей, которая считалась самой отвратительной и безжалостной даже по меркам жестокого Древнего мира.
К сожалению, эту символику можно продолжить: ребенок, который гибнет в сточных водах - это один из печальных символов современной России и, пожалуй, всего мира, которая лишила своих детей внятной идеологии и духовных ценностей, предложив взамен виртуальный мир Интернета, который вполне можно сравнить с коллектором, в котором накапливаются «сточные воды» цивилизации, насилие и вседозволенность.
Однако в нашей главе есть и позитивный образ двух повитух, которые «боялись Б-га», и поэтому не стали слушаться фараона, а «оставляли детей в живых», как сказано (1:17): «Но повитухи боялись Б-га и не делали так, как говорил им царь Египетский, и оставляли детей в живых». Традиция видит более глубокий смысл в выражении: «оставлять в живых». Речь идет не просто о том, что они спасали их от физической смерти, но в не меньшей степени защищали их от духовной опасности – от «вод Нила», воспитывая их в традиционном духе, прививая им ценности Писания и основы морали, которые описываются «Семью заповедями», обязательными для всех потомков Ноя - т.е. для нас с вами.
К сожалению, родителям погибшего мальчика можно только посочувствовать в их беде, и пожелать справиться с этой трагедией. Но мы все должны извлечь из случившегося урок, чтобы воспитать то новое поколение, которому суждено совершить духовный «исход» и «выйти из Египта».
Просмотров - 2450